Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
4. Грезы .. | 5. Сновидение и его особенности .. | Активная фантазия 1. Художественное .. | 4. Материал художественной фантазии .. | 6. «Художественная одаренность» .. |
4. Материал художественной фантазии
В самостоятельном виде художественная фантазия проявляется в произведениях различных жанров искусства. Возникает вопрос: каким материалом пользуется художественная фантазия для объективизации своих образов? Общеизвестна огромная роль, выполняемая в искусстве нашими так называемыми «высшими» органами чувств — зрением и слухом; эстетическими, если можно так выразиться, органами считаются, прежде всего, именно эти два органа. Лишь с помощью этих органов возможно переживание основных отраслей искусства — изобразительного искусства (в широком смысле этого слова) и музыки; воплощение и объективизация образов художественной фантазии происходит в звуковой и зрительной формах. Однако, помимо этого, искусство пользуется и другим материалом, в частности, движением, с одной стороны, и словом — с другой. Помимо изобразительного искусства, включая ваяние, существует и хореографическое искусство — танец, а также различные жанры речевого искусства, причем последнее выполняет особенно большую роль. Слово — универсальное средство воплощения. Поэтому в жанрах речевого искусства художественная фантазия имеет необычайно широкие возможности своего объективного воплощения. Что касается иного материала — сенсорного материала других модальностей, например вкуса, запаха, прикосновения, температуры, то говорить об их эстетической ценности нет оснований. Правда, некоторые говорят и об эстетике запаха (Гюйо) или эстетике вкуса, однако нельзя считать парфюмерию и гастрономию отраслями искусства. Запах и вкус настолько тесно увязаны с нашими биологическими потребностями, что вне этих последних говорить об их самостоятельной ценности не приходится. В последнее время начали говорить и об эстетической ценности вибрации. Однако очевидно, что она не имеет никакой эстетической ценности — во всяком случае для здорового, нормального человека. Быть может, для глухонемых это не так, но тогда следует говорить и об эстетическом чувстве прикосновения, поскольку слепые могут получить некоторые эстетические переживания лишь посредством тактильных ощущений. Что касается другого психического материала, то в искусстве особенно важную роль выполняет чувство, аффект. Художественная фантазия достигает своей цели через объективизацию обычных эмоциональных переживаний. Учитывая связь, существующую между нашими эмоциональными переживаниями и установкой, особое значение эмоциональной жизни для фантазии должно быть признано совершенно естественным.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
5. Творческий процесс
Художественное творчество — сложный, продолжительный процесс, важным элементом которого всегда является воля. Не бывало случая, чтобы какое-либо значительное произведение искусства было создано без серьезной работы, направленной волевыми усилиями. Первая ступень творческого процесса состоит в накоплении материала, причем это начинается еще до зарождения идеи художественного произведения. .. читать далее
2. Проблема целесообразности: установка
Как надо понимать эту специфическую особенность организма? Каждому живому существу, каждому более или менее сложному организму в основном свойственно целесообразное поведение. Оно представляет собой специфическую особенность, качественное «приобретение» органической материи, совершенно чуждое неорганической. Таким образом, наша проблема заключается в том, чтобы выяснить, каким образом поведение .. читать далее
6. «Художественная одаренность»
Каким образом творец достигает своей цели? В чем состоит суть художественного дара? Часто говорят, что творец — необычайно чувствительное существо, который видит и размышляет больше, чем обычный человек. Это — человек ранимый, с глубокими эмоциональными переживаниями, всем своим существом переживающий то, что разве лишь поверхностно затрагивает эмоциональную сферу обычного человека. Творец — че .. читать далее
Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка
Говоря о фантазии, мы подразумеваем, что хорошо отличаем друг от друга настоящее и ненастоящее, то, что есть в действительности, от того, что существует только в нашем воображении. До тех пор, пока у нас не появляется способность раз- дичать это, чувствовать разницу между существующим и несуществующим, нельзя сказать, что у нас имеются представления фантазии. Фантазия, по крайней мере фен .. читать далее
|