Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Глава третья Психология установки. У .. | 45. Расслабляйтесь - массируйте свою .. | 6. Материал сновидения .. | 2. Труд и художественное творчество .. | 5. Творческий процесс .. |
2. Труд и художественное творчество
В художественном творчестве, как и при производительном труде, целью активности человека является создание объективного продукта. Однако различие между этими двумя формами поведения все-таки достаточно велико. В процессе труда природа активности предопределена этим объективным продуктом, ведь для удовлетворения потребности нужен именно этот определенный продукт, поэтому человек вынужден осуществлять именно ту активность, которая наиболее целесообразна с точки зрения создания данного продукта. Совсем иначе обстоит дело в случае художественного творчества. Здесь человек прежде всего нуждается в задействовании своих сил в определенном направлении — в данном случае определенная установка стремится к внешнему проявлению, к реализации, а поскольку цель состоит в объективной реализации, то есть создании объективного продукта, представляющего собой максимально адекватную реализацию данной тенденции, данной установки, то постольку очевидно, что в этом случае природа активности предопределена не продуктом, а, наоборот, активность определяет продукт как свое объективное воплощение. Одним словом, в случае производительного труда задача состоит в том, что субъект должен выработать соответствующую созданию объективного продукта установку и развернуть на ее основе целесообразную активность. В случае же художественного творчества, наоборот, задача заключается в том, чтобы найти продукт, соответствующий уже существующей, определенной, однако еще не реализованной установке, воплотив его в зримой форме. Если в первом случае предварительно задан предмет, а найти нужно установку и активность, то во втором случае, наоборот, задана установка, а поиск направлен на предмет. Разумеется, для объективного воплощения работы фантазии, для создания художественного продукта, обеспечивающего адекватную реализацию соответствующих установок субъекта, ни в коем случае не достаточно спонтанной работы фантазии, как это происходит во время грез и сновидений. Здесь в работу фантазии должна включиться воля, придав ей надлежащее направление и необходимый систематический характер, ведь произведения искусства случайно не создаются.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
3. Зависимое художественное творчество
Тенденция художественного творчества, как и фантазия в целом, проявляется везде, где это только возможно, включая, стало быть, и практику повседневной жизни. Все, что выходит из рук человека, в большей или меньшей степени несет на себе отпечаток этой тенденции. Именно по этой причине предметы, изготавливаемые нами для каких-то практических целей, например посуда, оружие, мебель, одежда, обладаю .. читать далее
4. Материал художественной фантазии
В самостоятельном виде художественная фантазия проявляется в произведениях различных жанров искусства. Возникает вопрос: каким материалом пользуется художественная фантазия для объективизации своих образов? Общеизвестна огромная роль, выполняемая в искусстве нашими так называемыми «высшими» органами чувств — зрением и слухом; эстетическими, если можно так выразиться, органами считаются, прежде .. читать далее
5. Творческий процесс
Художественное творчество — сложный, продолжительный процесс, важным элементом которого всегда является воля. Не бывало случая, чтобы какое-либо значительное произведение искусства было создано без серьезной работы, направленной волевыми усилиями. Первая ступень творческого процесса состоит в накоплении материала, причем это начинается еще до зарождения идеи художественного произведения. .. читать далее
2. Проблема целесообразности: установка
Как надо понимать эту специфическую особенность организма? Каждому живому существу, каждому более или менее сложному организму в основном свойственно целесообразное поведение. Оно представляет собой специфическую особенность, качественное «приобретение» органической материи, совершенно чуждое неорганической. Таким образом, наша проблема заключается в том, чтобы выяснить, каким образом поведение .. читать далее
|