Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
2. Фантазия в процессе восприятия .. | 3. Фантазия в процессе памяти .. | Психопатия .. | 7. Теория сновидений .. | 3. Зависимое художественное творчест .. |
7. Теория сновидений
Как мы убедились, сознание сновидения имеет дело с определенным материалом — представлениями различной модальности, из которых оно создает своеобразную действительность — действительность сновидения. Данная действительность характеризуется множеством особенностей, которыми она резко отличается от объективной действительности. Что лежит в основе процесса создания этой действительности? Что движет фантазией, порождающей столь своеобразный мир? Данный вопрос не является для нас новым. В общем мы коснулись его при рассмотрении основ фантазии, а более конкретно — при обсуждении вопроса грез. Как известно, вопрос фантазии особенно внимательно изучен Фрейдом и его школой психоанализа. В частности, общеизвестна теория сновидений Фрейда, в соответствии с которой предназначение сновидений состоит в выполнении желаний, о которых сам субъект ничего не знает. Это — желание удовлетворения тех потребностей, которые у субъекта несомненно есть, но наличие которых в силу их постыдности и безнравственности он скрывает и от самого себя, и от других. Чаще всего, вернее, почти всегда это — половое влечение, иногда направленное на таких лиц (по Фрейду, такое влечение сын испытывает по отношению к матери, а дочь — к отцу), что человек не может признаться в этом даже самому себе. Это — «вытесненные» из сознания желания, которые, согласно Фрейду, продолжают существовать в бессознательном виде. Но они стремятся проникнуть в сознание и, стало быть, реализоваться. Однако в состоянии бодрствования сделать это трудно, потому что мы не допускаем их в сознание. Фрейд называет это «цензурой». Во время сна цензура не столь бдительна, как в бодрствующем состоянии, поэтому «вытесненным» желаниям, правда — в измененном, замаскированном виде, все-таки удается проникнуть в сознание. Так появляется сновидение. Как видим, сновидение представляет собой проявление в сознании вытесненных желаний и, таким образом, их реализацию. Однако это все-таки не есть проявление желания в его истинном обличии, это — только маска, скрывающее настоящее лицо вытесненного желания. Фрейд подробно изучал все те приемы, с помощью которых происходит завуалирование вытесненных желаний, то есть все те процессы, на основе которых возможность исполнения определенного желания так видоизменяется, «уродуется», что узнать его с первого взгляда совершенно невозможно. Следовательно, сколь капризным, индифферентным и незначительным ни казалось содержание сновидения или какого-либо из его элементов, мы всегда должны быть уверены, что под его выявленным, то есть манифестированным обликом скрывается его истинное, латентное содержание. Следует предпринять определенные меры, и это содержание удастся выявить. Таким образом, согласно Фрейду, сновидение имеет свой определенный смысл, свое скрытое содержание, которое нужно найти и объяснить. Следовательно, толкование сновидений представляет собой научную проблему, имеющую, по убеждению Фрейда, очень большое практическое, в частности, терапевтическое значение: правильное толкование сновидений позволяет выявить скрытые цели и желания невротика или психопата, осознание которых больным обеспечивает его излечение. Несомненной заслугой Фрейда является его попытка поставить вопрос смысла сновидений и их толкования на научную основу. Сновидение как чистое проявление работы фантазии представляет собой лишь символы и симптомы; оно предоставляет сведения не об объективной действительности, позволяющие охарактеризовать объективный мир, а лишь о том, что касается субъекта и происходит в мире его скрытых намерений, желаний и устремлений. Данное положение Фрейда в целом правильно, однако принять его в том виде, в каком оно оформлено самим Фрейдом, затруднительно. Вытесненные желания представлены в системе Фрейда так, будто бы они являются живыми существами, превосходно понимающими, с кем они ведут борьбу, прекрасно знающими, чего хотят, и специально выбирающими средства для достижения своей цели. Подобная персонификация вытесненных желаний, в результате которой они предстают в виде существ, наделенных интеллектом и волей, придает теоретической конструкции Фрейда фантастический характер, с которым трудно согласиться. Гораздо проще усматривать в основе работы сознания сновидения основную, доминантную установку субъекта, а также установки, все еще нуждающиеся в проявлении и реализации в переживании. Тогда ничего мистического и непонятного не будет в том, что в сновидении действительность принимает настолько своеобразный облик, что иногда происходит размежевание содержания и предмета представления, что некоторые явления переживаются в несоответствующем эмоциональном тоне, а люди и предметы бывают наделены неестественными свойствами и признаками... Все это становится понятным, если подразумевать, что в сновидении имеем дело со свободным, не ограниченным внешней действительностью, беспрепятственным проявлением установки. В данном отношении в сновидении происходит все то, что во время мечтаний, однако с той разницей, что сон предоставляет гораздо более благоприятные условия, неограниченную возможность свободного действия воображения.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Активная фантазия 1. Художественное творчество
Во время грез и сновидений наша фантазия работает без ограничений и беспрепятственно, реализуя еще не проявленные в переживании установки. Однако данная работа фантазии протекает без нашего активного вмешательства, то есть автономно. Картины наших грез и сновидений появляются и исчезают самопроизвольно, не зависят от нашей воли ни в момент возникновения, ни в момент исчезновения. Интересно, что .. читать далее
2. Труд и художественное творчество
В художественном творчестве, как и при производительном труде, целью активности человека является создание объективного продукта. Однако различие между этими двумя формами поведения все-таки достаточно велико. В процессе труда природа активности предопределена этим объективным продуктом, ведь для удовлетворения потребности нужен именно этот определенный продукт, поэтому человек вынужден осущест .. читать далее
3. Зависимое художественное творчество
Тенденция художественного творчества, как и фантазия в целом, проявляется везде, где это только возможно, включая, стало быть, и практику повседневной жизни. Все, что выходит из рук человека, в большей или меньшей степени несет на себе отпечаток этой тенденции. Именно по этой причине предметы, изготавливаемые нами для каких-то практических целей, например посуда, оружие, мебель, одежда, обладаю .. читать далее
4. Материал художественной фантазии
В самостоятельном виде художественная фантазия проявляется в произведениях различных жанров искусства. Возникает вопрос: каким материалом пользуется художественная фантазия для объективизации своих образов? Общеизвестна огромная роль, выполняемая в искусстве нашими так называемыми «высшими» органами чувств — зрением и слухом; эстетическими, если можно так выразиться, органами считаются, прежде .. читать далее
|