:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Пассивная фантазия 1. Пассивная фант .. | Глава третья Психология установки. У .. | 45. Расслабляйтесь - массируйте свою .. | 6. Материал сновидения .. | 2. Труд и художественное творчество .. |


6. Материал сновидения


Как и во всех других случаях своей работы, фантазия и в сновидении использует тот же материал, характерный для сознания действительности. Новыми и незнакомыми являются лишь комбинации, в которые обычно объединяется этот материал.

А. Можно сказать, что материал сознания полностью состоит из представлений. Оказалось, что в сновидении очень часто участвуют зрительные представления, на что особое внимание обратил Фрейд. Помимо этого, почти на всех языках говорят «видел сон», а не, скажем, слышал. Согласно Хакеру, 93% изученных им сновидений содержат зрительные представления, тогда как слуховые представления из 100 случаев выявлены лишь в 73-х.

Что касается представлений других модальностей, то тот же Хакер называет следующие цифры: в сновидениях тактильные представления составляют 16%, кинестетические — 18%, вкусовые и обонятельные представления — 3%, а болевые представления либо не встречаются вообще (Клаге), либо крайне редко (Бони).

Примечательно, что пространственные соотношения в сновидениях вполне согласуются с тем, что было сказано выше о пространстве в сознании сновидения: далекая гора во время сновидения видна так близко, как будто можно дотянуться до нее рукой (Хакер).

Особую роль зрительных представлений в сновидении подтверждает не только их количественное преобладание над представлениями всех других модальностей, но и их отчетливость. В этом отношении со зрительными представлениями не могут сравниться представления ни одной модальности; согласно Бони, зрительные представления сновидения являются почти столь же отчетливыми и ясными, как восприятие, хотя они всегда занимают меньшее пространство, нежели предметы восприятия.

Однако не все исследователи придерживаются одинакового мнения в связи с отчетливостью и ясностью зрительных представлений. Если Фрейд вполне разделял данное мнение, то Земи Майер выступал против. Следует отметить, что для решения данного вопроса решающее значение имеет одно обстоятельство. Дело в том, что объективно образ сновидения является образом представлений. Однако феноменологически, то есть с точки зрения сознания самого сновидения, они составляют две группы — группы восприятия и представления. Во время сновидения у нас иногда бывают и представления, и, сопоставив восприятия и представления сознания сновидения, мы убедимся, что первые действительно переживаются как восприятие, то есть являются столь же отчетливыми и ясными, как всякое обычное восприятие, вторые же и в плане ясности переживаются как представления. Разумеется, очень важно то, что обычно в сновидении представление превращается в восприятие. Однако это не означает, что данное представление является столь же ясным и отчетливым и до его превращения в восприятие. Внимательное наблюдение убедительно показывает, что, наоборот, предмет представления становится ясным и отчетливым лишь после его превращения в предмет восприятия.

Что касается содержания представлений сновидений, оказалось, что оно является либо фантастическим, либо мнемическим, то есть представляет собой репродукцию пережитого. Согласно Кёлеру, представления сновидения фантастического характера в одном случае касались предметов, в 94-х случаях — людей, а в 145-ти — мест. Все остальные представления являлись репродукцией пережитого, однако не в неизменном виде, а иногда весьма заметно видоизмененные.

Б. Вопрос о том, пользуется ли фантазия сновидения и иным материалом, вызывает среди психологов разногласие. Одни считают, что в сновидении встречается любой психический материал. Другие данное мнение не разделяют. Внимательный анализ сновидений позволяет предположить, что по крайней мере активные психические переживания — мышление и воля сознанию сновидения чужды. Человеку может сниться, что он рассуждает, размышляет или действует произвольно, однако сказать, что анализ сознания сновидения выявит в его содержании и активные процессы, никак нельзя.

Это можно сказать лишь о чувствах, то есть субъект не только видит сновидение о своих чувствах, но и актуально переживает их. Доказательством этого являются надлежащие соматические симптомы, сопровождающие обычно острые эмоциональные переживания спящего. Известно, что страх во время сновидения вызывает учащение пульса, при переживании горя к глазам подступают слезы. Но если бы у спящего были только лишь представления страха или горя, то есть если во сне он только видел, что переживает страх или горе, реально не испытывая этих переживаний, тогда учащение пульса или слезы были совершенно непонятны.

Таким образом, во время сновидения у субъекта актуально даны только представления и чувства; именно этим материалом он строит все содержание сновидения, в котором представлена новая, своеобразная действительность — воображаемая действительность сновидения. Здесь, в этой действительности, может быть представлен и размышляющий и действующий произвольно человек. Однако это не означает, что размышляет и произвольно действует сам субъект сновидения, спящий человек. Сновидение — проявление автономной активности фантазии, в которой мышление и воля человека никакого участия не принимают.

В. Но что можно сказать об ощущениях или восприятии? Участвуют ли они в сновидении? Быть может, они входят в содержание представлений сновидения? Во всяком случае, можно предположить, что во время сна человек не должен быть абсолютно оторван от объективной действительности. Эта последняя действует на него двояко: извне и изнутри. Правда, во время сна многие наши рецепторы закрыты для внешних раздражителей: веки прикрыты, тело расслаблено, неподвижно, но ведь органы обоняния и слуха открыты для приема раздражителей. Во время нашего естественного сна, в ночной темноте и тишине, и не нужно принимать специальных мер для обеспечения бездействия наших органов чувств, ведь число возможных раздражителей сведено к минимуму. Тем не менее, возможность воздействия более или менее интенсивного раздражителя полностью не исключена. Иногда темноту освещает вспышка молнии, иногда во внутренней области глаз местами появляются различные цветовые точки, раздается грохот, с улицы доносятся звуки сирены пожарной машины. Наряду с этим объективная действительность действует на организм спящего и изнутри, поскольку жизненные процессы в теле протекают непрерывно, то есть действие внутренних раздражителей не прекращается и во сне. Стало быть, следует предполагать, что вследствие действия всех этих раздражителей в организме возникают соответствующие физиологические процессы и надлежащие ощущения.

Одним словом, думается, что в случае воздействия соответствующих раздражителей у спящего человека появляются надлежащие ощущения.

Но тут-то и возникает вопрос: какую роль выполняют эти ощущения? Что происходит с ними?

Вундт считал, что материал сновидения главным образом составляют ощущения. Однако по мнению Бергсона, полагавшего, что всякое сновидение появляется вследствие воздействия какого-либо раздражителя, ощущения не входят в состав сновидения прямо, в неизменном виде. Нет, для сновидения характерно именно то, что в нем происходит полная переработка возникающих под действием раздражителей ощущений. Например, лай собаки трансформируется в беспорядок на собрании и крики «Долой! Долой!» (Бергсон), упавший на шею деревянный предмет — в нож гильотины (Мори).

Одним словом, одни считают, что ощущения входят в содержание сознания в неизменном виде, однако есть приверженцы и противоположного взгляда, полагающие, что ощущения входят в состав представлений сновидения в переработанном виде, получая совершенно новое значение.

Для решения данного вопроса М. Вольдом проведены специальные опыты, результаты которых широко известны. Вольд обратился к простому методу: он воздействовал на спящих испытуемых различными раздражителями, а затем изучал содержание их сновидений. Окончательный вывод, следующий из полученных им результатов, гласит: раздражение почти всегда оказывает влияние на спящего, однако оно входит в сновидение не прямо, в неизмененном виде, а зачастую настолько перерабатывается и видоизменяется, что даже бывает невозможно его узнать; правда, встречаются и такие случаи, когда раздражение вызывает правильное восприятие, становящееся элементом сновидения; но это происходит лишь в порядке редкого исключения.

Что касается внутренних раздражителей, связанных с жизненными процессами, то они воздействуют на общее состояние, благополучие организма, определяя тем самым общий характер сновидения, его общее протекание, хотя иногда отражаются на содержании сновидения и в более явном виде. Например, боль в области сердца вызывает кошмарные сновидения различного содержания, голод — картины пиршества.

Таким образом, можно заключить, что раздражение, поступающее из внешней среды, оказывает влияние на сознание сновидения, однако почти никогда не входит в его содержание в неизмененном виде.

Попытка конкретного учета генезиса сновидений в случаях воздействия внешних раздражителей должна привести нас приблизительно к следующему: в результате интенсивного воздействия внешнего раздражителя — интенсивного потому, что во время сна пороги всех рецепторов заметно повышены, то есть чувствительность понижена, — у нас возникает специфическое, действительно своеобразное переживание, представляющее собой содержание скорее субъективного характера, нежели имеющее объективное значение. Здесь мы подразумеваем выше более подробно описанное переживание, которое было сочтено нами конкретным переживанием ощущения. Подобный продукт воздействия раздражителя сам по себе имеет однородное содержание; звук, например, представляет собой больше состояние субъекта, нежели объективную данность — он скорее размещен в ушах, а не в объективной действительности. Данное содержание само по себе объективно ничего не означает. Значение в него вкладывает наше бодрствующее сознание — ведь именно в этом и состоит процесс восприятия, а вместе со значением данное сенсорное содержание приобретает и свою определенность, свою объективность — в качестве определенного психического содержания, например так, как формируется настоящий звук.

Следовательно, во время сна в результате действия внешних раздражителей у нас появляются ощущения, которые в силу отсутствия бодрствующего сознания не могут быть даны нам в виде восприятия чего-либо. Зато их использует сознание сновидения, придающее им определенный смысл и значение в зависимости от своего настроя. Лай собаки оно превращает в выкрики на собрании, деревянную часть кровати, случайно упавшую на шею спящего, — в гильотину.

Объективная действительность вносит свой вклад в сновидение только таким путем. Как видим, этот вклад довольно незначителен и отнюдь не способствует отражению объективной действительности в сознании сновидения. Это — скорее повод для выполнения сознанием сновидения своей работы — создание канвы действительности сновидения для реализации собственных установок.

Однако было бы ошибкой думать, что сновидение возникает только по этому поводу, что оно является лишь следствием актуального воздействия раздражителя; во всяком случае, доказать это невозможно; и тот факт, что сновидение возникает и во время глубокого сна, позволяет думать, что напряженность установки может достигнуть такого уровня, что она проявится и без повода, то есть внешнего раздражителя.

Однако сказанное не означает, что объективная действительность всегда выполняет лишь роль повода для сновидения; она может входить в его содержание и в качестве важного, а иногда и доминантного элемента. Как отмечалось выше, редкие случаи этого были подтверждены в опытах Вольда.

Но каким образом это возможно, если вследствие воздействия актуального раздражителя в сознании спящего всегда возникает только «ощущение», а не восприятие, дающее отражение объективной действительности? Каким образом в подобных условиях происходит так, что, например, если вблизи от спящего раздается лай собаки, то он видит во сне, что за ним гонятся собаки? Когда речь идет о подобных сновидениях, можно предположить, что интенсивный, актуальный раздражитель разбудил спящего, он услышал, скажем, лай собаки, а затем опять заснул. Понятно, что в таком случае лай собаки входит в сознание сновидения, но не в виде восприятия, а уже представления, являющегося репродукцией образа восприятия, возникшего при пробуждении.

Следовательно, можно предположить, что в случае соответствия актуального раздражителя и содержания сновидения всегда имеем дело с представлением, в основе которого лежит восприятие, вызванное воздействием раздражителя при пробуждении.



Похожие по содержанию материалы:
1. Объем внимания ..
3. Динамичность внимания ..
3. Предмет представлений памяти и фантазии ..
5. Смысл и причина фантазии ..
Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия ..
Глава третья Психология установки. Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм ..
45. Расслабляйтесь - массируйте свою спину ..
6. Материал сновидения ..
2. Труд и художественное творчество ..
5. Творческий процесс ..
Аутизм ..
2. Игра как продукт свободной фантазии ..
3. Установка и человек ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


7. Теория сновидений

Как мы убедились, сознание сновидения имеет дело с определенным материалом — представлениями различной модальности, из которых оно создает своеобразную действительность — действительность сновидения. Данная действительность характеризуется множеством особенностей, которыми она резко отличается от объективной действительности. Что лежит в основе процесса создания этой действительности? Что движе .. читать далее




Активная фантазия 1. Художественное творчество

Во время грез и сновидений наша фантазия работает без ограничений и беспрепятственно, реализуя еще не проявленные в переживании установки. Однако данная работа фантазии протекает без нашего активного вмешательства, то есть автономно. Картины наших грез и сновидений появляются и исчезают самопроизвольно, не зависят от нашей воли ни в момент возникновения, ни в момент исчезновения. Интересно, что .. читать далее




2. Труд и художественное творчество

В художественном творчестве, как и при производительном труде, целью активности человека является создание объективного продукта. Однако различие между этими двумя формами поведения все-таки достаточно велико. В процессе труда природа активности предопределена этим объективным продуктом, ведь для удовлетворения потребности нужен именно этот определенный продукт, поэтому человек вынужден осущест .. читать далее




3. Зависимое художественное творчество

Тенденция художественного творчества, как и фантазия в целом, проявляется везде, где это только возможно, включая, стало быть, и практику повседневной жизни. Все, что выходит из рук человека, в большей или меньшей степени несет на себе отпечаток этой тенденции. Именно по этой причине предметы, изготавливаемые нами для каких-то практических целей, например посуда, оружие, мебель, одежда, обладаю .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100