:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

7. Представления фантазии как символ .. | 2. Эмпирическая психология .. | 4. Грезы .. | 5. Сновидение и его особенности .. | Активная фантазия 1. Художественное .. |


5. Сновидение и его особенности


В еще более завершенном виде работа фантазии разворачивается в сновидениях. Если в мечтах мы все-таки вынуждены как-то учитывать законы действительности, то в сновидениях снимается и это препятствие. Здесь фантазия становится полностью суверенной — сколь бессмысленными, абсурдными, невозможными бы ни были ситуация, явления или предметы, в сновидениях возможно все. Самым характерным, самым специфическим для сознания сновидения является то, что все это переживается не как возможное, а как актуально данное в действительности, так как переживание фантазии во время сновидения отсутствует. Сознание сновидения очень близко к сознанию психически больного, поскольку в обоих случаях отмечается полный отрыв от реальной действительности, причем это не осознается. Поэтому неудивительно, что некоторые больные после излечения сравнивают свое прежнее состояние со сновидением.

А теперь посмотрим, какие особенности пущи созданной во время сновидения фантастической действительности.

1. Во-первых, действительность сновидения построена специфически в том отношении, что она весьма своеобразно дана во времени и пространстве: реальность сновидения не похожа на реальную действительность ни в аспекте времени, ни в аспекте пространства.

Сновидение протекает необыкновенно быстро. В сновидении за одну или две секунды происходит то, на что в реальной жизни могут потребоваться целые месяцы, а может и годы. Известен классический случай Мори (Maury): в сновидении он жил во времена Великой Французской революции, пережил страшные годы террора, собственными глазами видел, как приводились в исполнение решения Революционного трибунала. Судили и его самого, приговорив к смертной казни. Вот его возвели на эшафот, и на его шею упал нож гильотины. Именно в этот момент он и проснулся. Оказалось, что какой-то предмет упал ему на шею. Следовательно, получается, что все это сновидение, содержащее переживания событий нескольких лет, объективно продолжалось в течение секунды: что-то упало, разбудив спящего. За тот момент, который потребовался для пробуждения, в сознании субъекта миновали события, продолжавшиеся годы. Таково протекание сновидения во времени.

Поразительно, каким образом столько переживаний умещается в столь короткий отрезок времени? Поэтому был проведен целый ряд экспериментальных исследований с целью проверки того, с какой скоростью реально протекают переживания человека. Выяснилось, что протекание переживаний сновидения действительно отличается необыкновенной стремительностью. Иной вопрос, как можно это объяснить.

Приблизительно аналогичную картину дает и пространство, переживаемое в сознании сновидения. В сновидении все происходит в очень узком, ограниченном пространстве — в комнате, на площади, а иногда сознание сновидения умещается в еще более ограниченном ареале. В сновидении лица, живущие в разных городах, оказываются в одном месте — и хотя они находятся в различных местах, все равно видятся вместе.

2. Возникающие во время сновидения представления являются обычными представлениями. Однако может случится и так, что видишь дерево, но считаешь его человеком: пусть это дерево, но это — человек. В одном сновидении субъект корзину с зеленью считал сборником сновидений; он видел зелень, но она была для него сборником сновидений. Следовательно, содержание и предмет представления в сознании сновидения иногда весьма отдалены друг от друга — то, что видишь, есть не то, что видишь, а нечто совсем иное.

3. В некоторых случаях аналогичным образом проявляются и установленные особенности эмоциональных переживаний. Допустим, субъект видит нечто очень неприятное, например, он теряет самое дорогое для него существо. Очевидно, что это должно вызвать у него надлежащие переживания, но во время сновидения этого иногда не происходит — вместо печали субъект испытывает приятные чувства или сохраняет полное спокойствие, остается равнодушным к происходящему. Как видим, в данном случае проявляется такое же дробление единого переживания, как и в случае переживания значения представления.

4. Иногда предметы и явления переживаются вне своего существенного признака. Невзирая на это, субъект все же ясно видит этот предмет, а то, что этот последний лишен своего существенного признака, его совсем не удивляет. Например, такое сновидение: субъект ходит босиком по снегу, но снег совсем не кажется холодным; он скорее теплый, чем холодный.

5. Сознание сновидения часто склонно к преувеличению. Всем нам, наверное, приходилось видеть во сне огромного человека, великана, или очень маленького лилипута! Здесь интересно то, что для сознание сновидения такие необычайно интенсивно подчеркнутые признаки являются обычными.

6. Все вышеописанное явственно указывает на то, что в реальности сновидения может случиться все: могут появиться совершенно немыслимые создания, можно гореть в огне, но испытывать при этом не муки, а огромное счастье. В сновидении возможно все, а субъект считает все это не просто возможным, а естественным, реальным; способность критического осмысления во сне отсутствует.



Похожие по содержанию материалы:
Развитие внимания в онтогенезе ..
Учение о локализации ..
2. Представления памяти и фантазии в аспекте их содержания ..
4. Вопрос репродуктивной фантазии ..
7. Представления фантазии как символы ..
2. Эмпирическая психология ..
4. Грезы ..
5. Сновидение и его особенности ..
Активная фантазия 1. Художественное творчество ..
4. Материал художественной фантазии ..
6. «Художественная одаренность» ..
Игра 1. Мир игры ..
Последующее развитие фантазии ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


6. Материал сновидения

Как и во всех других случаях своей работы, фантазия и в сновидении использует тот же материал, характерный для сознания действительности. Новыми и незнакомыми являются лишь комбинации, в которые обычно объединяется этот материал.

А. Можно сказать, что материал сознания полностью состоит из представлений. Оказалось, что в сновидении очень часто участвуют зрительные представления, на .. читать далее




7. Теория сновидений

Как мы убедились, сознание сновидения имеет дело с определенным материалом — представлениями различной модальности, из которых оно создает своеобразную действительность — действительность сновидения. Данная действительность характеризуется множеством особенностей, которыми она резко отличается от объективной действительности. Что лежит в основе процесса создания этой действительности? Что движе .. читать далее




Активная фантазия 1. Художественное творчество

Во время грез и сновидений наша фантазия работает без ограничений и беспрепятственно, реализуя еще не проявленные в переживании установки. Однако данная работа фантазии протекает без нашего активного вмешательства, то есть автономно. Картины наших грез и сновидений появляются и исчезают самопроизвольно, не зависят от нашей воли ни в момент возникновения, ни в момент исчезновения. Интересно, что .. читать далее




2. Труд и художественное творчество

В художественном творчестве, как и при производительном труде, целью активности человека является создание объективного продукта. Однако различие между этими двумя формами поведения все-таки достаточно велико. В процессе труда природа активности предопределена этим объективным продуктом, ведь для удовлетворения потребности нужен именно этот определенный продукт, поэтому человек вынужден осущест .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100