:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Вопрос репродуктивной фантазии .. | 7. Представления фантазии как символ .. | 2. Эмпирическая психология .. | 4. Грезы .. | 5. Сновидение и его особенности .. |


Глава третья Психология установки. Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм


Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм

Организм действует как единое целое, он отвечает на воздействие среды как целостность; возможность этого, как мы увидели выше, дают ему поразительные анатомические и физиологические особенности. Однако эти целостные действия имеют смысл лишь в том случае, если они осуществляется целесообразно, то есть дают организму возможность удовлетворения своих потребностей и, в целом, лучшего ппособления к среде. Мы знаем, что живому организму пуща способность осуществления именно таких целесообразных действий, ведь в противном случае он бы неизбежно погиб, вообще жизнь была бы невозможна, а действия организма — лишены какого-либо смысла.

В этой связи возникает вопрос: каким образом возможна эта целесообразная деятельность? Как это удается организму? В западной науке до сих пор имелись два различных ответа на этот вопрос: механистический и виталистический. Согласно механистическому взгляду, действия организма определены чисто механической закономерностью: организм является настоящей машиной, работа которой зависит от внешнего воздействия. Свое крайнее выражение механицизм нашел в известном представлении Декарта о том, что животное является настоящей машиной, автоматом, целесообразность поведения которого достигается без его активного вмешательства. В современной психологической науке позиции механицизма особенно отстаивают так называемые рефлексология и бихевиоризм, согласно которым объяснение поведения животных и человека сводится, в конечном счете, к установлению лишь физико-химических закономерностей. Ведь поведение живого организма так же представляет собой явление природы, оно не содержит ничего специфического и, как все в природе, должно быть сведено к физико-химическим процессам.

Виталистическая точка зрения стоит на совершенно иной позиции. Согласно этому взгляду, физико-химическое объяснение целесообразности действий животного не является убедительным. Организм как носитель жизни существенно отличается от неорганической материи, и поэтому его действия определяются совершенно иным, особым фактором. Целесообразность поведения организма строится отнюдь не на почве физико-химических процессов, являясь следствием специфического фактора, который содержит каждый живой организм. Этот фактор представляет собой нематериальную сущность, или силу. Одни называют его энтелехией, другие — психоидом, а некоторые — животной энергией. В зависимости от того, что организму нужно в данный момент, этот фактор самостоятельно действует на него, внутренне направляя его в том или ином направлении. Так возникает целесообразное поведение. Это последнее, следовательно, в объяснении не нуждается: живой организм изначально располагает особой силой, дарующей ему способность целесообразного действия. Такова точка зрения витализма.

Само собой разумеется, что ни одно из этих представлений не является приемлемым. Механицизм отрицает специфичность живого организма, следовательно, для него жизнь не представляет собой новую ступень развития, оставаясь в пределах закономерностей неорганического вещества. Витализм впадает в другую крайность, создавая непреодолимую пропасть между органическим и неорганическим, усматривая между ними абсолютное различие, поскольку считает нематериальным то, что специфично для организма.

Этот вопрос может быть решен только на основе материалистической диалектики: между органическим и неорганическим не существует пропасти, поскольку органическое также является одной из форм движения материи, которое, как и неорганическое, подчиняется ее закономерностям. Следовательно, все, что в нем происходит, должно быть объяснено определенными физико-химическими причинами. Органическое, живое, подобно неорганическому, включено в непрерывную причинно-следственную цепь, и для понимания какого-либо происходящего в нем явления нужно непременно найти его причину. Одним словом, все определено причиной.

Основная ошибка витализма заключается в том, что он допускает в организме существование силы, действие которой определяется не причиной, а целью. Если, например, для организма является полезным, нужным, то есть целесообразным то или иное движение, то эта сила обеспечит осуществление именно этого движения. Однако неверно и то, что отстаивает механицизм. Органическое действительно является одной из форм движения материи, и его полный отрыв от неорганического недопустим. Но оно является живой материей и, как более высокая форма развития материи, представляет собой высшую ступень ее организации. В качестве такового органическому пущи новые качественные особенности, которые не могут быть полностью сведены к закономерностям неорганического, заведомо подразумевая новую, специфическую закономерность — биологическую, без которой понять действия организма было бы совершенно невозможно.



Похожие по содержанию материалы:
Навязчивый мотив ..
Развитие внимания в онтогенезе ..
Учение о локализации ..
2. Представления памяти и фантазии в аспекте их содержания ..
4. Вопрос репродуктивной фантазии ..
7. Представления фантазии как символы ..
2. Эмпирическая психология ..
4. Грезы ..
5. Сновидение и его особенности ..
Активная фантазия 1. Художественное творчество ..
4. Материал художественной фантазии ..
6. «Художественная одаренность» ..
Игра 1. Мир игры ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Фантазия в процессе памяти

Фантазия еще более часто вмешивается в процесс работы памяти. И это неудивительно, ведь память не имеет дела с непосредственным воздействием действительности; она касается прошлого и должна отразить это прошлое. Следовательно, действительность относительно отдалена от процесса, что открывает дорогу фантазии. Поэтому понятно, что внести субъективные моменты в содержание восприятия гораздо трудне .. читать далее




4. Грезы

Однако когда человек отворачивается от действительности, не интересуясь более взаимодействием с ней, то, разумеется, уже ничто не мешает беспрепятственному, совершенно свободному развертыванию фантазии.

С особой полнотой фантазия реализуется во сне, и тогда мы действительно имеем дело с завершенным видом фантазии. Сновидение с начала до конца представляет собой беспрепятственное пр .. читать далее




5. Сновидение и его особенности

В еще более завершенном виде работа фантазии разворачивается в сновидениях. Если в мечтах мы все-таки вынуждены как-то учитывать законы действительности, то в сновидениях снимается и это препятствие. Здесь фантазия становится полностью суверенной — сколь бессмысленными, абсурдными, невозможными бы ни были ситуация, явления или предметы, в сновидениях возможно все. Самым характерным, самым специ .. читать далее




6. Материал сновидения

Как и во всех других случаях своей работы, фантазия и в сновидении использует тот же материал, характерный для сознания действительности. Новыми и незнакомыми являются лишь комбинации, в которые обычно объединяется этот материал.

А. Можно сказать, что материал сознания полностью состоит из представлений. Оказалось, что в сновидении очень часто участвуют зрительные представления, на .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100