Человеческая психика никогда не стоит столь близко к действительности, как в случае восприятия, когда реальность прямо воздействует на нас, а восприятию долженствует представить по возможности непосредственное ее отражение. Несмотря на это, фантазии удается вмешаться и в этот процесс, причем совершенно незаметно для нас, в некоторых случаях внося в картину действительности достаточно заметные изменения. Это происходит в различных направлениях и различными путями. Во-первых, кто из нас не испытал в детстве особый страх, связанный с определенными местами: какие-то особые места у суеверных, малообразованных людей или детей вызывают специфическую установку. Данная установка оказывает своеобразное влияние на восприятие — зачастую в таких местах суеверному человеку мерещится нечто страшное: черти, бесы, «заплетающие гриву лошади...». Он уверен, что действительно собственными глазами видел их, хотя на самом деле все это — лишь продукт его фантазии.
Аналогичные случаи встречаются часто. Некоторые установки человека проявляются столь энергично, что полностью модифицируют восприятие. Это, прежде всего, имеет место в случае иллюзий. Однако следует учитывать, что далеко не всякая иллюзия может быть сочтена продуктом фантазии. Встречаются иллюзии, имеющие совершенно иную основу, например, чисто физическую (вертикально опущенная в воду палка кажется изломанной), физиологическую или психофизиологическую (заполненное расстояние кажется больше, нежели пустое).
Проявление фантазии в случае иллюзии является очень зримым, благодаря ей мы «воспринимаем» нечто такое, подобного чему в объективной действительности нет.
Однако отмечаются случаи с менее заметным влиянием. Под ними подразумеваем практически незначительные модификации, сопутствующие всякому восприятию. Достаточно разных лиц попросить описать один и тот же объект, даже такой, который каждый из них воспринимает в день по несколько раз, чтобы убедиться, что их восприятие в некоторых деталях безусловно отличается друг от друга. С уверенностью можно сказать, что мы ничего не воспринимаем совершенно одинаково.
В классической психологии для объяснения этого факта обращались к понятию апперцепции, то есть отмечали, что восприятие содержит не только ощущения, но и представления, а поскольку каждый из нас имеет собственное, более или менее отличное прошлое и различный опыт в отношении предмета восприятия, постольку в содержание восприятия этого последнего каждый из нас вносит собственные, отличные от других, представления.
Однако мы знаем, что восприятие не является мозаикой ощущений и представлений. Подобная точка зрения могла возникнуть лишь на почве механистической теории непосредственности. Нет! Восприятие переживается как целое, и, следовательно, особое значение в нем должен выполнять именно такой же целостный процесс; различие восприятия одного и того же предмета различными субъектами следует объяснить различием установок каждого из субъектов.
Но за счет чего создается это различие? Мы знаем, что установка предопределена двумя факторами — потребностью и объектом. В случае воздействия этих факторов как будто всегда должна возникать одинаковая установка. Однако у субъекта есть и прежние установки, одни — обычные, фиксированные, другие же — задержанные, нереализованные, что и позволяет говорить о различии возникающей установки. Естественно, что каждая из этих вышеупомянутых установок всегда готова проявиться, как только появится возможность этого, влияя тем самым на актуальное восприятие, накладывая на него своеобразный отпечаток.
Помимо этого, иногда актуальная действительность не дает возможности получения завершенного, детализированного восприятия. Иногда даже раздражитель намеренно подбирается так, чтобы пробудить фантазию, дабы она дополнила то, что не дано объективно. Например, на театральных декорациях представлены лишь основные очертания — в виде леса, зданий, города, причем просто мазками, остальное же должна дополнить наша фантазия. Поэтому в подобных случаях говорят о «раздражителе» фантазии; здесь фантазия дополняет восприятие.
Особенно интенсивно работает наша фантазия тогда, когда нам что-то рассказывают, когда мы слышим или читаем что-то. В литературных произведениях внешность героев не всегда описана подробно, но у нас создается определенное представление о каждом из них. Допустим, нам еще не приходилось бывать в Индии или Китае, хотя наша фантазия ует своеобразную картину этих стран, мы представляем себе, какие города и села в Китае. Мы читали многие произведения какого-то автора, но его фотографии не видели, тем не менее у нас все-таки складывается определенное представление о его внешности; разумеется, зачастую наши представления могут совершенно не соответствовать действительности.
Мы отметили всего лишь несколько случаев своевольного вмешательства фантазии в процесс восприятия и внесения ею в этот процесс своих элементов. Бесспорно, что это происходит гораздо чаще, а для изучения этого необходимы систематическое наблюдение и анализ.