:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Глава десятая Психология воображения .. | Болезнь Альцгеймера .. | 6. Теории творческой работы фантазии .. | 2. Фантазия в процессе восприятия .. | 3. Фантазия в процессе памяти .. |


7. Представления фантазии как символы


Коль скоро в основе фантазии лежат неудовлетворенные потребности субъекта, тенденция задействования определенных сил, определенные нереализованные установки, а действие фантазии, стало быть, направлено на реализацию всего этого, то очевидно, что продукты работы фантазии должны иметь значение симптомов и символов, позволяющих говорить о скрытых установках, потребностях, тенденциях активности субъекта.

В психологической литературе о символическом значении фантазии особенно энергично говорят представители психоанализа. Они считают, что все проявления работы фантазии, все отклонения от действительности, пусть даже простые ошибки, безусловно имеют некий смысл, некое значение, выявляя скрытые желания субъекта, его «вытесненные» представления и устремления. Следовательно, необходимо изучать эти символы с тем, чтобы выявить вытесненные переживания субъекта. По убеждению психоанализа, выявление вытесненных желаний имеет огромное практическое значение, поскольку за осознанием этих вытесненных переживаний тотчас же следует излечение неврозов и психозов, являющихся по своей сути продуктом действия подобных вытесненных переживаний. Согласно психоанализу, образы фантазии представляют собой определенные символы, каждый из них непременно что-то означает, проявляясь всякий раз именно в этом значении.

Разумеется, считать представления фантазии символами со столь прочным, определенным, неизменным значением совершенно невозможно. Сегодня у нас не вызывает сомнения, что не существуют элементы, отдельные части, не зависящие от того целого, элементами или частями которого они являются. Фантазия обычно создает не отдельные представления, а целую картину события, происшествия, а отдельные представления встречаются в контексте того или иного целого; следовательно, эти представления подчинены влиянию этого целого, изменяя в зависимости от него свое символическое значение.

Следовательно, говорить об одном неизменном символическом значении неправомерно, ведь подобный подход основывается на принципах старой атомистической психологии, которые сегодня уже опровергнуты. Поэтому следует исходить из целого и попытаться понять, прежде всего, смысл этого целого.

Разумеется, неправомерно считать, что коль скоро фантазия имеет одну основу, то и ее действие во всех случаях будет одинаковым. Подобно другим психическим функциям, фантазия также проходит процесс развития и имеет различные формы своего проявления.

На низших ступенях развития фантазия работает самостоятельно, автоматически, без специального вмешательства субъекта. В данном случае можно говорить о пассивной фантазии. Но существуют и более высокие формы фантазии — активная, произвольная фантазия, действующая в соответствии с намерениями человека. Само собой разумеется, что она проявляется на высокой ступени развития, когда на поведение человека решающее влияние начинает оказывать фактор воли.



Похожие по содержанию материалы:
5. Влияние внимания на память и интеллектуальные операции ..
Патология внимания 1. Патологическое снижение ясности сознания ..
3. Сужение сознания ..
2. Концентрация внимания ..
Глава десятая Психология воображения. Воображение 1. Воображение ..
Болезнь Альцгеймера ..
6. Теории творческой работы фантазии ..
2. Фантазия в процессе восприятия ..
3. Фантазия в процессе памяти ..
Психопатия ..
7. Теория сновидений ..
3. Зависимое художественное творчество ..
2. Проблема целесообразности: установка ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия

Когда человеку предстоит решить повседневные практические задачи, и его активность разворачивается в этом направлении, он в первую очередь нуждается в безошибочном отражении объективной действительности. Поэтому в данном случае решающее значение имеют восприятие и память, поскольку именно они помогают ему учитывать требования внешней среды.

Однако основные тенденции и установки субъекта в .. читать далее




2. Фантазия в процессе восприятия

Человеческая психика никогда не стоит столь близко к действительности, как в случае восприятия, когда реальность прямо воздействует на нас, а восприятию долженствует представить по возможности непосредственное ее отражение. Несмотря на это, фантазии удается вмешаться и в этот процесс, причем совершенно незаметно для нас, в некоторых случаях внося в картину действительности достаточно заметные и .. читать далее




2. Эмпирическая психология

С тех пор, как были разработаны основные принципы эмпирической философии, стало очевидным, что психология может считаться настоящей наукой лишь в том случае, если предметом ее исследования будет признана не метафизическая сущность — душа, а то, что дано непосредственно. В эмпирической же действительности, как отмечалось выше, даны так называемые «душевные явления», наши различные переживания — .. читать далее




Глава третья Психология установки. Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм

Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм

Организм действует как единое целое, он отвечает на воздействие среды как целостность; возможность этого, как мы увидели выше, дают ему поразительные анатомические и физиологические особенности. Однако эти целостные действия имеют смысл лишь в том случае, если они осуществляется целесообразно, то есть дают организму возможность .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100