Каким образом создаются представления фантазии? Каким образом из различных элементов опыта удается возвести совершенно новую, качественно иную целостность? Хотя данный вопрос для психологии фантазии не является новым, он не утратил свою актуальность и сегодня. До сих пор в психологии наиболее известны следующие представления:
A. Представления памяти с течением времени становятся более туманными, бледными, в них появляются определенные пробелы, восполнение которых про исходит благодаря ассоциациям с другими представлениями. Однако данная теория не объясняет, каким образом заимствованные из других представлений элементы объединяются с остатками представлений памяти так, что заново возникает имен но завершенная целостность. Это тем более удивительно, что в случае фантазии мы имеем дело не только с отдельными представлениями, а со сложными сценами, со бытиями, системой последовательных случаев; например, в искусстве — с драмой, романом, музыкальной симфонией!
Б. Когда, например, сказочник желает пробудить у слушателя чувство ужасного, то пытается создать такую комбинацию представлений, чтобы под их влиянием это чувство возникло и у него самого. Данный пример указывает на то, что в возникновении представлений фантазии решающую роль выполняют ассоциации по сходству. Таковой является вторая точка зрения, которой, по сути, придерживался и Рибо: то, что существует раздельно, увязывается друг с другом на основе ассоциации сходства, создавая тем самым новую, доселе не существующую комбинацию.
Однако данная теория не объясняет, почему возникшие таким образом комплексы представляют собой осмысленное целое — какое-либо художественное произведение, драму или симфонию. Одна лишь ассоциация, представляющая собой случайный процесс, не может объяснить природу истинного творчества.
B. Творческая работа — дело интеллекта: различные элементы связываются друг с другом не только случайно, но мы сами объединяем их все в новые и новые комбинации, соответствующим образом оценивая их, и в конечном итоге останав ливаемся на одной из них лишь после того, когда признаем ее надлежащей. Ассоци ация по сходству лишь поставляет материал нашей фантазии, ведущую же роль вы полняет не она, а интеллект (Фребес).
Однако интеллект, как мы убедимся и в последующем, представляет собой орудие постижения, максимально адекватного отражения, познания объективной действительности, а никак не возведения новой, совершенно отличной от объективной реальности, действительности. Иной вопрос, имеет ли значение интеллект для фантазии. Роль интеллекта сомнений не вызывает, особенно тогда, когда вопрос касается высоких форм проявления творческой фантазии. Однако это не означает, что фантазия созидает новое благодаря интеллекту.
Так как же следует решить данный вопрос? В ы ш е мы убедились, что в основе фантазии лежат невыявленные, нереализованные установки субъекта, то есть те установки, возможность проявления которых в условиях реальной действительности отсутствует. Картины фантазии представляют собой реализацию этих установок. Следовательно, очевидно, что представление фантазии имеет новый, отличный от реального, предмет именно потому, что оно зиждется на такой установке, которая может реализоваться лишь в представлениях подобного предмета.
Стало быть, поиск механизма новых представлений следует вести отнюдь не в рамках сознания. На содержание сознания в каждый данный момент решающее влияние оказывает природа самой личности, а именно — ее установка. Данное содержание сознания всегда представляет собой реализацию этой установки. Это положение представляется нам бесспорным. Об этом мы у ж е говорили выше, поэтому излишне вновь еще раз обосновывать его. Но коль скоро взаимоотношение сознания и установки в общем является именно таковым, а фантазия, со своей стороны, представляет собой свободную реализацию определенной установки — свободную потому, что ей не препятствует неизбежность строгих требований внешней среды, тогда понятно, что мир фантазии — это новый, отличный от реальной действительности, мир.
Разумеется, определенное значение здесь могут иметь и ассоциации, и помощь интеллекта, а также многие другие факторы. Однако все это будет предопределено, обусловлено, продиктовано лишь природой имеющейся установки; все это будет механизмом, задействованным для реализации установки.