:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Динамичность внимания .. | 3. Предмет представлений памяти и фа .. | 5. Смысл и причина фантазии .. | Пассивная фантазия 1. Пассивная фант .. | Глава третья Психология установки. У .. |


6. Теории творческой работы фантазии


Каким образом создаются представления фантазии? Каким образом из различных элементов опыта удается возвести совершенно новую, качественно иную целостность? Хотя данный вопрос для психологии фантазии не является новым, он не утратил свою актуальность и сегодня. До сих пор в психологии наиболее известны следующие представления:

A. Представления памяти с течением времени становятся более туманными, бледными, в них появляются определенные пробелы, восполнение которых про исходит благодаря ассоциациям с другими представлениями. Однако данная теория не объясняет, каким образом заимствованные из других представлений элементы объединяются с остатками представлений памяти так, что заново возникает имен но завершенная целостность. Это тем более удивительно, что в случае фантазии мы имеем дело не только с отдельными представлениями, а со сложными сценами, со бытиями, системой последовательных случаев; например, в искусстве — с драмой, романом, музыкальной симфонией!

Б. Когда, например, сказочник желает пробудить у слушателя чувство ужасного, то пытается создать такую комбинацию представлений, чтобы под их влиянием это чувство возникло и у него самого. Данный пример указывает на то, что в возникновении представлений фантазии решающую роль выполняют ассоциации по сходству. Таковой является вторая точка зрения, которой, по сути, придерживался и Рибо: то, что существует раздельно, увязывается друг с другом на основе ассоциации сходства, создавая тем самым новую, доселе не существующую комбинацию.

Однако данная теория не объясняет, почему возникшие таким образом комплексы представляют собой осмысленное целое — какое-либо художественное произведение, драму или симфонию. Одна лишь ассоциация, представляющая собой случайный процесс, не может объяснить природу истинного творчества.

B. Творческая работа — дело интеллекта: различные элементы связываются друг с другом не только случайно, но мы сами объединяем их все в новые и новые комбинации, соответствующим образом оценивая их, и в конечном итоге останав ливаемся на одной из них лишь после того, когда признаем ее надлежащей. Ассоци ация по сходству лишь поставляет материал нашей фантазии, ведущую же роль вы полняет не она, а интеллект (Фребес).

Однако интеллект, как мы убедимся и в последующем, представляет собой орудие постижения, максимально адекватного отражения, познания объективной действительности, а никак не возведения новой, совершенно отличной от объективной реальности, действительности. Иной вопрос, имеет ли значение интеллект для фантазии. Роль интеллекта сомнений не вызывает, особенно тогда, когда вопрос касается высоких форм проявления творческой фантазии. Однако это не означает, что фантазия созидает новое благодаря интеллекту.

Так как же следует решить данный вопрос? В ы ш е мы убедились, что в основе фантазии лежат невыявленные, нереализованные установки субъекта, то есть те установки, возможность проявления которых в условиях реальной действительности отсутствует. Картины фантазии представляют собой реализацию этих установок. Следовательно, очевидно, что представление фантазии имеет новый, отличный от реального, предмет именно потому, что оно зиждется на такой установке, которая может реализоваться лишь в представлениях подобного предмета.

Стало быть, поиск механизма новых представлений следует вести отнюдь не в рамках сознания. На содержание сознания в каждый данный момент решающее влияние оказывает природа самой личности, а именно — ее установка. Данное содержание сознания всегда представляет собой реализацию этой установки. Это положение представляется нам бесспорным. Об этом мы у ж е говорили выше, поэтому излишне вновь еще раз обосновывать его. Но коль скоро взаимоотношение сознания и установки в общем является именно таковым, а фантазия, со своей стороны, представляет собой свободную реализацию определенной установки — свободную потому, что ей не препятствует неизбежность строгих требований внешней среды, тогда понятно, что мир фантазии — это новый, отличный от реальной действительности, мир.

Разумеется, определенное значение здесь могут иметь и ассоциации, и помощь интеллекта, а также многие другие факторы. Однако все это будет предопределено, обусловлено, продиктовано лишь природой имеющейся установки; все это будет механизмом, задействованным для реализации установки.



Похожие по содержанию материалы:
4. Влияние внимания на моторную активность ..
Внимание и организм 1. Внимание и организм ..
2. Типы расстройства внимания ..
1. Объем внимания ..
3. Динамичность внимания ..
3. Предмет представлений памяти и фантазии ..
5. Смысл и причина фантазии ..
Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия ..
Глава третья Психология установки. Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм ..
45. Расслабляйтесь - массируйте свою спину ..
6. Материал сновидения ..
2. Труд и художественное творчество ..
5. Творческий процесс ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


7. Представления фантазии как символы

Коль скоро в основе фантазии лежат неудовлетворенные потребности субъекта, тенденция задействования определенных сил, определенные нереализованные установки, а действие фантазии, стало быть, направлено на реализацию всего этого, то очевидно, что продукты работы фантазии должны иметь значение симптомов и символов, позволяющих говорить о скрытых установках, потребностях, тенденциях .. читать далее




Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия

Когда человеку предстоит решить повседневные практические задачи, и его активность разворачивается в этом направлении, он в первую очередь нуждается в безошибочном отражении объективной действительности. Поэтому в данном случае решающее значение имеют восприятие и память, поскольку именно они помогают ему учитывать требования внешней среды.

Однако основные тенденции и установки субъекта в .. читать далее




2. Фантазия в процессе восприятия

Человеческая психика никогда не стоит столь близко к действительности, как в случае восприятия, когда реальность прямо воздействует на нас, а восприятию долженствует представить по возможности непосредственное ее отражение. Несмотря на это, фантазии удается вмешаться и в этот процесс, причем совершенно незаметно для нас, в некоторых случаях внося в картину действительности достаточно заметные и .. читать далее




2. Эмпирическая психология

С тех пор, как были разработаны основные принципы эмпирической философии, стало очевидным, что психология может считаться настоящей наукой лишь в том случае, если предметом ее исследования будет признана не метафизическая сущность — душа, а то, что дано непосредственно. В эмпирической же действительности, как отмечалось выше, даны так называемые «душевные явления», наши различные переживания — .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100