Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Развитие внимания в онтогенезе .. | Учение о локализации .. | 2. Представления памяти и фантазии в .. | 4. Вопрос репродуктивной фантазии .. | 7. Представления фантазии как символ .. |
2. Представления памяти и фантазии в аспекте их содержания
Как при восприятии, так и в представлениях памяти нам всегда дается нечто — и восприятие, и представление с необходимостью подразумевают предмет, касаются предмета. То же самое происходит и в случае воображения: мы непременно воображаем, представляем нечто — представление воображения также не может быть беспредметным. Однако помимо предмета, восприятие имеет и содержание; точно также содержание имеют как представления памяти, так и любые другие представления — в частности, представления фантазии. Для того, чтобы найти различие между продуктами фантазии и восприятия или памяти, необходимо сопоставить их как с точки зрения предмета, так и содержания. Начнем с содержания. Как известно, содержанием восприятия является наш чувственный материал, наши ощущения различных модальностей. Аналогичное содержание имеют и представления памяти. Что можно сказать о представлениях фантазии? Обратимся к какому-нибудь примеру, рассмотрим, допустим, одно из самых фантастических представлений — химеру, имеющую, по описанию Гомера, переднюю часть льва, среднюю часть козы, а конечную — змеи. Как видим, здесь нет ничего такого, что не может быть построено как из материала ощущений, так и любого другого. Материал здесь использован обычный, такой же, как и в случае восприятия. Различие состоит лишь в том, что данный материал оформлен, объединен иначе. Разумеется, сказанное касается отнюдь не только нашего примера, так происходит всегда и везде. Одним словом, представление фантазии содержит тот же материал, что и всякое представление восприятия и памяти; представление фантазии не может содержать такой содержательный момент, соответствующее которому ощущение мы никогда не имели. Известно, что слепые от рождения, сколь бы живой фантазией они ни обладали, никогда не смогут вообразить ни одного цвета. Однако до сих пор мы имели в виду лишь качественную сторону содержания. Но различие может отмечаться по какому-либо количественному моменту — представления восприятия или памяти, быть может, отличаются от представлений фантазии по степени своей силы, ясности, живости! И действительно, существует мнение, что представления фантазии характеризуются особой живостью. Однако это неправильно. Несомненно, что в некоторых случаях воспоминание является настолько пластичным, явственным и живым, что переживается так, будто бы его предмет стоит перед нашими глазами, тогда как представления фантазии такой явственностью характеризуются не всегда — разве мало случаев, когда у человека с прекрасной памятью фантазия развита слабо! Такие случаи не только встречаются, более того, можно даже сказать, что особенно высокий уровень развития обеих этих функций у одного субъекта обычно не встречается. Память, в определенной мере, может даже мешать свободной работе, полету фантазии. Но даже если бы подобное различие между представлениями фантазии и памяти существовало, его все равно невозможно использовать для их дифференциации, поскольку количественное различие — большая или меньшая живость — как таковое, еще не перешедшее в качественное различие, позволяет дифференцировать явления лишь внутри одной группы, то есть оно пригодно, так сказать, для интрадиф-ференциации, но никак не интердифференциации. Тем не менее, следует отметить, что все-таки имеется уважительный аргумент в пользу использования количественного аспекта при сопоставлении представлений фантазии и памяти. Дело в том, что память ограничена задачей отражения объективной реальности, она не может по собственному разумению суверенно изменять свои представления, поскольку они должны давать отражение объективной действительности, то есть отражение того, что на самом деле имело место в прошлом. Иное дело фантазия, которая вместо отражения объективной реальности пытается построить представление нового, несуществующего, а каким будет это новое, полностью зависит только от нее. Поэтому не существует какой-либо причины, в силу которой какая-либо сторона представления фантазии останется бледной, неясной, ущербной. Что может помешать ей дополнить и переделать это представление по собственному разумению! Несмотря на это, утверждать, что фантазия всегда характеризуется одинаковой живостью, нельзя. Существует немало людей, фантазия которых может быть более бледной, нежели их память и, тем более, восприятие. Таким образом, между содержанием представлений, будь то представления памяти или фантазии, не обнаруживается никакого различия, ведь содержание представления не позволяет понять, с каким представлением имеешь дело — с простым воспоминанием или воображением.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
3. Предмет представлений памяти и фантазии
А теперь посмотрим, есть ли различие между представлениями памяти и фантазии с точки зрения их предмета. Из вышесказанного очевидно, что в данном случае положение уже должно быть совершенно иным. Память, как и восприятие, направлена на отражение реально существующего, подразумевая, следовательно, действительно существующий предмет — ее интенциональным предметом является настоящий, объективно су .. читать далее
4. Вопрос репродуктивной фантазии
Фантазия выходит за пределы существующей действительности, это — «полет над действительностью», сотворение нового мира. Однако отнюдь не обязательно, чтобы это было объективно новым, речь идет о созидании действительно нового для самого субъекта. И если это последнее условие соблюдено, то, как мы имели возможность убедиться в этом выше, безусловно имеем дело с фантазией. А потому в об .. читать далее
5. Смысл и причина фантазии
Что является причиной того, что человек отрывается от действительности и начинает возводить нереальный мир, отворачивается от актуальной ситуации и воображает несуществующую? В чем состоит смысл, причина созидания нереального, тогда как наша жизнь протекает исключительно в действительном мире? То есть встает вопрос одновременно о причине и смысле фантазии. Объективная действительность сущ .. читать далее
6. Теории творческой работы фантазии
Каким образом создаются представления фантазии? Каким образом из различных элементов опыта удается возвести совершенно новую, качественно иную целостность? Хотя данный вопрос для психологии фантазии не является новым, он не утратил свою актуальность и сегодня. До сих пор в психологии наиболее известны следующие представления: A. Представления памяти с течением времени становятся более .. читать далее
|