:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Вопрос влияния внимания на интенс .. | 5. Влияние внимания на память и инте .. | Патология внимания 1. Патологическое .. | 3. Сужение сознания .. | 2. Концентрация внимания .. |


Внимание и организм 1. Внимание и организм


Очевидно, что все психические процессы неразрывно связаны с организмом, ведь психика в целом является «свойством организованной материи». Тем не менее внимание и чувства в данном отношении все-таки занимают особое положение. И одно, и второе настолько существенно увязаны с состоянием физического организма, что в психологии возникло даже мнение, что чувство в сущности есть не что иное, как отражение наших телесных процессов в сознании (Джеймс), а внимание представляет собой моторную настройку нашего организма (Рибо). Правда, обе эти теории являются односторонними и неприемлемыми, однако особое положение чувства и внимания бесспорно: ни одному психическому процессу не сопутствуют столь наглядные телесные изменения, как чувствам и вниманию. Очевидно, что при теоретическом осмыслении данных психических процессов это обстоятельство нельзя не учитывать.

Какие основные телесные изменения сопутствуют состоянию внимания?

1. Моторные изменения. Прежде всего обращают на себя внимание изменения, определяющие ппособление, или адаптацию, органов чувств к раздражителю: в случае зрительного внимания — это аккомодация, конвергенция, рефлекс зрачка, движения глаз в различных направлениях. Если внимание обращено на зрительное представление, то глаза принимают такое положение, словно они созерцают некий отдаленный объект. Соответствующие изменения появляются при адаптации и других органов чувств: замедленное вдыхание воздуха для восприятия запаха, напряжение органа слуха и пр. Следует особо отметить, что адаптация к раздражителю происходит не только за счет этих, непосредственно связанных с самими органами, изменений — к этому добавляется и соответствующее положение всего тела, головы, конечностей.

Состоянию внимания сопутствуют и своеобразные мимические изменения, характерные для зрения: глаза подняты вверх, обращены назад, широко раскрыты, на лбу появляются горизонтальные морщины, рот иногда остается открытым. При заметном напряжении внимания появляется надлежащее выражение лица, например вертикальные морщины на лбу. Однако для внимания наиболее характерна не эта мимика, а своеобразная активная неподвижность, свойственная всякому настоящему состоянию внимания: человек как бы застывает в определенном положении, которое, конечно, особенно облегчает концентрацию. Эта неподвижность способствует своеобразному усилению тонуса, и в качестве активного напряжения защищает организм от раздражителей, не являющихся в данный момент предметом внимания.

2. Внутренние моторные процессы: дыхание, пульс, кровообращение, секреция желез. Неподвижность тела влияет на дыхание; в некоторых случаях, в минуты особой концентрации внимания, дыхание на какое-то время вообще останавливается.

Однако, как показал Мак-Дугалл, эти симптомы скорее характерны для сенсорного внимания. Интеллектуальному вниманию более свойственны учащенное дыхание, являющееся поверхностным, а иногда беспорядочным, поэтому время от времени бывает нужен глубокий вдох.

Пульс вначале замедляется, но затем учащается. Наверное, этим объясняется тот факт, что характерным для внимания некоторые авторы считают его замедление (Мейман), а другие — учащение (Бине, Мак-Дугалл).

Что касается кровообращения, то применительно и к вниманию остается в силе общее физиологическое положение, согласно которому находящаяся в активном состоянии часть организма кровью снабжается обильнее. В частности, оказалось, что в состоянии внимания, как правило, кровеносные сосуды на конечностях сужаются, а в голове — заметно расширяются. Данное наблюдение хорошо согласуется с тем фактом, что в процессе внимания мозг находится в особенно активном состоянии.

И, наконец, как видно, внимание связано с работой органов внутренней секреции. Во всяком случае, в соответствии с исследованием Блонского (1929), внимание оказывает несомненное влияние на выделение слюны. Помимо этого, как известно, сенсомоторная и интеллектуальная активности находятся в определенном антагонизме с активностью пищеварительных органов, в частности с секрецией желудка.

3. Внимание и центральная нервная система. Теория доминанты. Тот факт, что процесс внимания имеет свои основы в центральной нервной системе, ни у кого сомнений не вызывает. Поэтому вопрос выявления этих основ уже давно интересует психологию. Среди известных на сегодняшний день физиологических теорий особого внимания заслуживает так называемая теория доминанты, разработанная советским психологом Ухтомским.

Основной смысл данной теории заключается в следующем. На нервную систему в каждый данный момент времени действует огромное количество раздражителей, вызывая соответствующее возбуждение в надлежащих центрах. Но было бы неправильным считать, что все эти очаги возбуждения одинаково значимы. Нет, в каждый данный момент времени существует лишь один какой-либо очаг возбуждения, появляющийся под воздействием самого важного раздражителя, а потому могущий считаться очагом самого интенсивного возбуждения. Он превращается в господствующий очаг, в доминанту, что проявляется в том, что возбуждение, появляющееся под воздействием других раздражителей в соответствующих очагах, тотчас же переходит в господствующий очаг: доминантный очаг возбуждения, как это доказал еще Павлов, притягивает к себе все относительно слабые возбуждения, возникающие в других пунктах нервной системы, становясь за их счет еще более интенсивным. Экспериментальным обоснованием этого является следующее наблюдение: весной у лягушек доминантным является очаг сексуальной возбудимости. Это видно из того, что у нее сильно выражен рефлекс охватывания: если приложить палку к груди сексуально возбужденной лягушки, она охватывает ее лапками. Воздействовав на нее после этого другим раздражителем в области, никак не связанной с очагом сексуального возбуждения, например, коснувшись ее спины или поединив электроды, можно убедиться, что эффект окажется аналогичным — усилится рефлекс охватывания. Очевидно, что возбуждение, возникшее под воздействием тактильного раздражителя, осталось не в своем первичном центре, а распространилось на очаг рефлекса охватывания, тем самым усилив его. Этим объясняется то, что в результате тактильного раздражителя вместо обычного защитного рефлекса получаем усиление рефлекса охватывания.

Таким образом, в каждый данный момент в центральной нервной системе господствующим является единственный очаг, привлекающий к себе возникшее в других пунктах возбуждение и тем самым еще более усиливающийся.

Отмеченное обстоятельство довольно хорошо согласуется с двумя феноменами, установленными психологией внимания. Внимание, с одной стороны, всегда имеет определенное содержание и его объем ограничен; с другой стороны — некоторые посторонние раздражители не только не мешают, но, напротив, способствуют концентрации внимания.

Согласно Ухтомскому, было бы ошибочным думать, что доминанта представляет собой одну топографически определенную точку центральной нервной системы. Нет! Ее следует представить в виде комплекса центров высокого возбуждения, распределенных на различных уровнях и частях нервной системы, различных местах головного и спинного мозга и вегетативной системы. Отсюда понятен тот факт, что в процесс внимания включено все тело полностью, то есть не только его моторная система, но и процессы, управляемые вегетативной нервной системой (дыхание, пульс, кровообращение и пр.). Ошибкой было бы также думать, что доминанта является раз и навсегда определенной. Нет, доминанта меняется. И, соответственно, меняется и настрой тела, и содержание психики.

Таковы физиологические основы, на которых строятся акты нашего внимания.



Похожие по содержанию материалы:
3. Вопрос распределения внимания ..
Протекание процесса внимания ..
Факторы произвольного внимания 1. Воля как фактор ..
3. Ожидание ..
3. Вопрос влияния внимания на интенсивность сенсорных содержаний ..
5. Влияние внимания на память и интеллектуальные операции ..
Патология внимания 1. Патологическое снижение ясности сознания ..
3. Сужение сознания ..
2. Концентрация внимания ..
Глава десятая Психология воображения. Воображение 1. Воображение ..
Болезнь Альцгеймера ..
6. Теории творческой работы фантазии ..
2. Фантазия в процессе восприятия ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Патология внимания 1. Патологическое снижение ясности сознания

Нормальное сознание отнюдь не всегда характеризуется одинаковым уровнем ясности. Согласно опытам Вестфаля, в данном случае следует различать по крайней мере четыре ступени: 1) ступень простой заданности; 2) ступень замечания; 3) ступень потенциального знания и 4) ступень высказанного знания, или подтверждения. Однако в этих ступенях нет ничего патологического. С патологией имеем дело лишь тогда .. читать далее




2. Типы расстройства внимания

Все эти формы характеризуют состояние сознания в целом. Но встречаются и частичные расстройства внимания. Крепелин различает следующие формы:

1. Снижение внимания; больной ни на что не обращает внимания, у него ничего не вызывает ни воспоминаний, ни интереса.

2. Замыкание внимания (sperrnug): больной все хорошо понимает, но на что бы ему ни указали, он внимания не обра .. читать далее




3. Сужение сознания

Патологическое сужение сознания особенно часто встречается при истерии. Жане рассказывает о своей, сейчас у ж е знаменитой, пациентке Люси. Беседуя с кем-нибудь, Люси ничего другого не замечала; можно было громко звать ее, крикнуть ей что-либо в ухо — она ни на что не реагировала. Согласно тому же Жане, существует состояние так называемой «каталепсии», когда содержание определяется одним .. читать далее




Развитие внимания в онтогенезе

Как при развитии других психических функций, в онтогенезе внимания также решающее значение имеет тот момент, когда внимание ребенка перестает зависеть от случайно действующих раздражителей и ребенок сам начинает направлять его. Центральным фактом в истории развития внимания является акт зарождения произвольного, опосредствованного внимания.

Согласно результатам А.Н. Леонтьева, элем .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100