Очевидно, что на внимание влияет время. Это обстоятельство, разумеется, сомнению не подлежит: как известно, среди факторов так называемой умственной усталости немаловажную роль выполняет внимание. В психологии внимания в связи с фактором времени особенно внимательно изучаются следующие вопросы: 1. Как скоро внимание ппосабливается к новому впечатлению? 2. Как долго концентрация
внимания человека может оставаться на одном и том же неизменном уровне? 3. Как долго внимание может оказать сопротивление впечатлениям, являющимися помехой? Посмотрим, как решаются данные вопросы в современной экспериментальной психологии.
1. Адаптация внимания. Экспериментальные исследования показали, что при способление внимания к новому раздражителю требует определенного времени. Счи тается, что для этого обычно достаточно 1 - 2 секунд.
Очевидно, что гораздо легче остановить внимание на каком-либо объекте, нежели его впервые заметить. Наверное, многие замечали, что наблюдать за полетом самолета высоко в небе совсем нетрудно, но достаточно на миг отвести взор — и найти его уже становится затруднительным.
Скорость ппособления (адаптации) внимания у различных людей разная. Существует целый ряд профессий, в которых способность быстрой адаптации внимания играет очень важную роль. Таковы, например, профессии водителя, машиниста. Психологическая проверка и наблюдения над этими профессиями выявили существование двух противоположных типов адаптации внимания: одни очень быстро и легко ппосабливаются к каждому новому впечатлению, внимание других же работает очень медленно. Помимо этих двух противоположных типов, существуют и другие группы: а) люди, внимание которых работает быстро лишь вначале; б) лица, вниманию которых мешает действие посторонних раздражителей; в) лица, внимание которых при возникновении опасности работать перестает.
2. Колебание внимания. Впервые еще известный австрийский отологист Урбан- чич (1875) обратил внимание на тот факт, что когда для проверки остроты слуха он предлагал своим пациентам послушать издали какой-либо слабый звук, например ти канье часов, то они часто говорили, что звук слышится то лучше, то хуже, причем это происходило с соблюдением определенных интервалов времени. Проверить это очень легко: послушайте тиканье обычных часов издали или вблизи, и вы убедитесь, что оно то усиливается, то ослабевает. Аналогичные явления отмечаются и в зритель ной сфере, и в случае мышечных усилий.
Чем объясняется такое кажущееся изменение интенсивности слабого ощущения?
Русский психолог Н. Ланге (1888) впервые объяснил это явление колебанием внимания. Так что данное понятие внесено по сути именно этим автором. В результате изучения ощущений различных модальностей он пришел к выводу, что периоды колебания отмечаются везде, причем с одинаковой длительностью, составляющей 2,5-4 секунды. Кроме этого, оказалось, что в случае одновременного действия акустического и оптического раздражителей колебания попеременно сменяют друг друга в области обеих модальностей. По мнению Н. Ланге, данное явление может быть объяснено только причиной центрального происхождения, а не периферийного, ведь иначе колебание в одной модальности не зависело бы от другой.
Однако в противовес центральной теории Ланге была выдвинута так называемая «периферийная теория», согласно которой в основе фактов колебания внимания лежат процессы, протекающие в периферийном органе. Участие соответствующего органа чувств в акте внимания сомнению не подлежит, и можно предположить, что периодическое изменение интенсивности внимания объясняется частичной усталостью органа чувств. Например, зрительное внимание с необходимостью требует работы глазных мышц: необходимы, во-первых, движения самих глаз, а, во-вторых, аккомодация. Следовательно, возможно, что колеблется работоспособность мышц, в результате чего создается впечатление колебания внимания (Мюнстерберг).
Однако оказалось, что факт колебания внимания отмечается как в случае ат-ропинизации глаз, так и при оперативном удалении хрусталика, невзирая на то, что говорить об аккомодации не приходится. Помимо этого, специальное изучение движений глаз показало отсутствие какого-либо параллелизма между колебанием внимания и движениями глаз. Даже сам Мюнстерберг отмечал, что движения глаз никак не влияют на колебание внимания. В последующем Пилсберн, сфотографировав движения глаз в момент колебания внимания, установил, что эти движения происходят беспорядочно, апериодически, тогда как колебание внимания характеризуется периодичностью.
3. Константность внимания. О колебании внимания обычно можно говорить в тех случаях, когда субъекту в качестве предмета внимания предлагается один ка кой-либо объект с тем, чтобы выяснить, как долго сумеет он сохранить макси мальный уровень внимания в этих условиях. Однако в повседневной жизни подоб ного рода задачи перед нашим вниманием встают редко. Как правило, объекты нашего внимания являются сложными, и говорить о чисто сенсорном, чисто мо торном или чисто интеллектуальном внимании можно лишь с точки зрения анали за, ведь реально в активности внимания человека почти всегда одновременно уча ствуют всегда все эти три формы. Это означает, что на нас действуют сложные впечатления, и успешное разрешение стоящих перед нами задач с необходимостью требует задействования внимания в различных направлениях. Вопрос о том, какова устойчивость внимания в подобных случаях, не может быть сочтен вопросом ко лебания внимания; в данном случае речь идет о константности внимания, его ус тойчивости во времени. Вопросы колебания и константности внимания не совпада ют и в тех случаях, когда предметом внимания является какое-либо, пусть даже простое, сенсорное впечатление: ведь мерцающая свеча может неравномерно све тить всю ночь! Одно дело — интенсивная работоспособность в каждый момент вре мени, и совсем иное — работоспособность в течение более или менее длительного времени. В первом случае можно говорить о колебании внимания, а во втором — об его константности.
Константность внимания — свойство индивидуально изменчивое. Есть люди, которым хватает одного импульса для того, чтобы в течение длительного времени остановить внимание на одном и том же объекте, — это называется статичным вниманием. Другим же людям для того, чтобы надолго остановить внимание на одном и том же объекте, требуются все новые и новые импульсы: одного акта решения им недостаточно, поскольку их внимание либо очень быстро устает, либо очень быстро «перенасыщается» от воздействия одного и того же предмета. В этом случае говорят о динамическом внимании. Однако сколь статичным ни было внимание, тем не менее его константность всегда более или менее определена. Не следует думать, что снижение уровня внимания субъекта всегда вызвано его усталостью. Нет, тот факт, что зачастую внимание тотчас же начинает интенсивно работать в другом направлении, доказывает, что причина — отнюдь не в усталости.
4. Упражнение и внимание. Естественно встает вопрос о том, может ли упраж нение оказать какое-либо влияние на данное свойство внимания? Положительное решение данного вопроса, причем с установлением пределов, в которых пози тивное влияние упражнения окажется несомненным, позволит сделать очень важ ные с практической точки зрения выводы. Дело в том, что внимание представляет собой важнейшее условие нашей умственной и физической активности, и воз можность его развития и остроты имеет, конечно же, огромное значение, особен но с педагогической точки зрения.
Поэтому отнюдь неудивительно, что данному вопросу особое внимание уделяют именно исследователи, работающие в сфере педагогической психологии. Мей-ман пришел к выводу, что влияние упражнения на внимание сомнению не подлежит. Согласно полученным им данным, выовывается следующая картина: у субъектов с медленной адаптацией в результате упражнения вырабатывалась более быстрая способность адаптации; помимо этого, под влиянием данного фактора заметно повышались как интенсивность концентрации, так и константность. И, наконец, благодаря упражнению наряду с ростом способности концентрации оказалось возможным и развитие способности распределения внимания.