Внимание 1. Что такое вниманиеЧто такое внимание? Что мы подразумеваем, говоря о внимании? Обратимся к примеру. Скажем, в аудитории путствует несколько десятков студентов, а профессор читает лекцию. В данном случае на всех действуют приблизительно одинаковые внешние раздражители: слышен голос лектора, во дворе кто-то поет, там же рабочие пилят доски... Таковы слуховые раздражители. Еще более велико число зрительных раздражителей: перед каждым субъектом расположено множество предметов различной формы и цвета — доска, кафедра, стены, лампочки, сам лектор, его очки... свет в аудитории, тетради на столе, карандаш в руке, сидящие рядом и впереди товарищи... Точно также неисчислимы раздражители и других модальностей — тактильные, кинестетические. Одним словом, среда содержит огромное множество раздражителей, и эта среда воздействует на всех находящихся в аудитории лиц.
Посмотрим, каково содержание сознания каждого из этих субъектов, которое должно представлять собой отражение именно этой среды. Первое, что в данном случае обращает на себя наше внимание, это то, что мы не сумеем найти хотя бы одного человека, имеющего соответствующие всем этим раздражителям переживания и, следовательно, полностью отражающего действующую на него среду. Спросив каждого из них, какие звуки доносились со двора, какую песню пели студенты, какого цвета был галстук лектора, что было написано на доске, мы убедимся, что, как правило, на подобные вопросы почти никто не может ответить. Большинство отметит лишь то, о чем говорил лектор. Что касается других раздражителей, то об одних они абсолютно ничего не смогут сказать, о других же скажут, мол, слышалось что-то, но я не обратил внимания.
Таким образом, как видим, из огромного множества действующих на человека раздражителей в сознании отражается лишь их определенное число. Следовательно, наше сознание в каждый данный момент отражает лишь совершенно определенный отрезок действующей на нас действительности. Складывается впечатление, что ареал сознания узок и не способен вместить все то, что на нас действует. Данное обстоятельство отметил еще Гербарт, и с тех пор оно известно под названием «узости сознания».
Второе, что явствует из нашего примера, это то, что даже тот незначительный отрезок действительности, которой отражается в сознании, не переживается с одинаковой отчетливостью. То, о чем говорил лектор, субъект представляет ясно, однако что касается, например, той же доносившейся со двора песни, то он может сказать лишь то, что она действительно слышалась, но какая это была песня, он ответить не сможет. Зато субъект может сообщить более подробные сведения о лекторе, которого он действительно видел, о его голосе, который прекрасно слышал, о том, что лектор писал на доске формулы...
Следовательно, в центре сознания находится какое-либо одно переживание, испытываемое максимально отчетливо. Остальные переживания располагаются вокруг этого переживания, а их отчетливость зависит от близости к основному переживанию: чем ближе они к нему, тем явственнее переживаются.
Однако такую картину дает сознание лишь тех субъектов, активность которых состояла в слушании лекции. Но, предположим, что в аудитории находились и лица, имеющие, пусть даже временно, иную целенаправленность: например, у кого-то испортилась «вечная» ручка, и он, разобрав ее, пытается починить. Что можно сказать о содержании сознания этого субъекта? То же, что и о других: в данном случае ясно и отчетливо переживается лишь незначительный отрезок действительности, то есть данное переживание занимает в сознании центральное место, а все остальные переживания располагаются вокруг него. То, что не касается данного переживания, в сознании места не находит, причем более близкое переживается более явственно, а отдаленное — более туманно.
Одним словом, строение, структура сознания и здесь такая же, как в иных случаях. Тем не менее, различие велико; это различие касается содержания, ведь в данном случае центральное место в сознании занимает не содержание лекции, а манипуляции, моторные акты, к которым обращается субъект для достижения своей цели — починки механизма авторучки. Все остальное для него фактически не существует; пока он увлечен своим делом, он не слышит ни голоса лектора, ни доносящуюся со двора песню и ни что иное.
В аналогичном положении могут пребывать и другие. Например, кто-то очень старается слушать лекцию, но ему это не удается, так как у него в голове крутится задача, которую он не может решить вот уже второй день, а сейчас вроде бы нашел правильный путь... Заглянув в сознание данного субъекта, убедимся, что здесь ясным содержанием являются лишь мысли, связанные с задачей, тогда как все остальное почти полностью остается за пределами его сознания.
Во всех подобных случаях говорят о внимании: то, что расположено в центре сознания и переживается отчетливо, это и есть то, на что мы обращаем внимание; то же, что объективно существует, но не становится предметом нашего внимания, остается за пределами нашего ясного сознания. Таким образом, явления, характерные для процесса внимания, состоят в следующем: ясное переживание какого-либо отрезка действительности; его превращение в господствующее содержание сознания; переживание всех остальных содержаний лишь в увязке с ним. Энергия человека может быть задействована лишь в определенном направлении, и состояние внимания — это то состояние, когда наша энергия мобилизируется в данном определенном направлении.