:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Развитие понятийного мышления .. | 6. Последняя ступень школьного возра .. | 3. Виды внимания .. | 2. Объем внимания .. | 4. Темпоральные свойства внимания .. |


6. Последняя ступень школьного возраста (14-17 лет)


На данном этапе завершает свое развитие все то, чего не доставало формированию полноценного понятия в предшествующем периоде, и подросток достигает самого высокого уровня, вообще доступного для школьного возраста.

В первую очередь развитие касается сознания существенного признака. Обычно 14—17-летний подросток сам чувствует необходимость обоснования собственных интеллектуальных операций, причем в этом обосновании, как правило, превалирует высокая познавательная ценность существенного признака. То, что на предыдущем этапе было доступно лишь некоторым подросткам, становится обычным явлением для всех. Особенно примечательно, что теперь это достижение определяется отнюдь не только конкретными признаками — отныне подростком у ж е постигнута и сфера признаков отвлеченных соотношений. Сознание соотношений достигает высокого уровня, что оказывает зримое влияние на понятийное мышление в целом.

В первую очередь это проявляется в еще более интенсивном развитии вербального мышления: 14—17-летний подросток одинаково оперирует как наглядным, так и вербальным материалом; в возрасте 1 4 — 1 7 лет данное достижение становится всеобщим достоянием подростков.

Если на предыдущем возрастном этапе недоставало спонтанного сознания истинного синтеза признаков, подразумеваемых в понятии, то здесь, на данной возрастной ступени, налицо совершенно иное положение дел. Большинство подростков вообще более не нуждается во внешних стимулах при решении задачи синтетического объединения данных конкретных понятий и, следовательно, выработки совершенно нового понятия — они делают это спонтанно.

Однако это не означает, что трудности, связанные с синтезом, преодолены окончательно. Дело в том, что объединение отвлеченных понятий в еще более высокое понятие и этим путем создание нового, еще более общего понятия, непосильно, как правило, и подросткам данного возраста.

Легко понять, что постижение логической связи понятий и развитие формаль ного, алгебраического мышления идет вперед быстрыми шагами. В данном возрасте все это у ж е доступно всем, то есть обычный, нормально развитый подросток 1 4 — 1 7 лет под логическими соотношениями никогда не подразумевает только количественные или только эмпирические соотношения.

Таков процесс развития понятия в онтогенезе. Развитие же других форм мышления зависит преимущественно от этого процесса, но на их рассмотрении мы здесь не будем останавливаться.



Похожие по содержанию материалы:
3. Процесс формирования понятия ..
2. Восприятие соотношения и суждение ..
2. Процесс умозаключения ..
1. УСЛОВИЯ развития мышления в филогенезе и онтогенезе ..
3. Развитие понятийного мышления ..
6. Последняя ступень школьного возраста (14-17 лет) ..
3. Виды внимания ..
2. Объем внимания ..
4. Темпоральные свойства внимания ..
2. Факторы пассивного внимания ..
Неврастения ..
2. Сенсорная активность ..
4. Влияние внимания на моторную активность ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Глава девятая Психология внимания. Внимание 1. Что такое внимание

Внимание 1. Что такое внимание

Что такое внимание? Что мы подразумеваем, говоря о внимании? Обратимся к примеру. Скажем, в аудитории путствует несколько десятков студентов, а профессор читает лекцию. В данном случае на всех действуют приблизительно одинаковые внешние раздражители: слышен голос лектора, во дворе кто-то поет, там же рабочие пилят доски... Таковы слуховые раздражители. Еще б .. читать далее




2. Внимание как акт

Из вышесказанного очевидно, что характетика внимания как состояния психического содержания неправомерна. Тиченер, Эббингауз и некоторые другие психологи усматривали во внимании своеобразное состояние содержания нашего сознания, утверждая, что внимание представляет собой не что иное, как степень ясности и отчетливости данного содержания. Но в этом случае субъект полностью остается в сторо .. читать далее




3. Виды внимания

В зависимости от осуществляемой активности можно выделить три вида внимания: чувственное (сенсорное) внимание, моторное внимание и интеллектуальное внимание.

1. О сенсорном внимании говорят в случае, когда субъекта интересуют перцептивные акты; скажем, когда человек слушает песню, смотрит кинофильм, он стремится, прежде всего, испытать как можно более ясные .. читать далее




1. Вопрос интенсивности внимания

Интенсивность внимания различна не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различные периоды жизни и в различных условиях: наши мысли и представления порой характеризуются необыкновенной отчетливостью, а иногда бывают весьма неопределенными и туманными. Одним словом, уровень нашего сознания всегда характеризуется определенными колебаниями, которые в нормальных пределах можно с .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100