Какие изменения происходят в понятийном мышлении ребенка в начальные годы средней школы, в возрасте неполной средней школы? Согласно исследованию Р. Натадзе, в мышлении 11 —13-летнего ребенка обнаруживаются особенно значительные изменения.
В первую очередь, изменение касается сознания признака. Если на предыдущей ступени ребенок осознал значение специфического признака, а существенный признак все еще находился на заднем плане, то сейчас положение меняется в том смысле, что значение существенного признака, хотя бы практически, для мышления подростка становится вполне достижимым. Это означает, что не существует задачи, в которой им бы не признавалось преимущество существенного признака. Если ребенку дать двоякое определение одного и того же понятия — одно с использованием специфических признаков, а другое — существенных, он не только отдаст предпочтение второму, но и признает его единственно правильным определением: специфический признак, как только лишь специфический, его уже не удовлетворяет. Подростка теперь интересует понятие, отражающее не поверхностную сторону действительности, а ее существенные стороны.
Однако было бы ошибочным думать, что 11 — 13-летний ребенок окончательно и полностью овладел сознанием существенного признака. Дело в том, что на этой возрастной ступени подросток лишь практически овладевает значением существенного признака. Правда, когда ему приходится обосновывать правильность своих операций, он делает это с указанием на существенные признаки. Однако симптоматично, что подросток в этом случае удовлетворяется всего лишь указанием на существенные признаки, то есть называет их; за редким исключением он оказывается не в состоянии отметить, что дело тут именно в существенности признака. У ребенка еще недостаточно развито сознание существенного признака. Он только практически учитывает этот признак.
Но и данный уровень сознания существенного признака в этом возрасте ребенком достигнут полностью лишь в пределах конкретных признаков. Когда он имеет дело с более отвлеченным материалом, когда ему приходится совершать мыслительные операции на основе отвлеченных признаков отношений, то он обычно оказывается не в состоянии сохранить не только уровень сознания существенных, но и специфических признаков, вновь возвращаясь к пройденным этапам своего развития.
Несмотря на это, достижения ребенка данного периода крайне важны. Можно сказать, что в пределах наглядного, конкретного материала понятие ребенка уже почти выполняет роль настоящего понятия, а не его функционального эквивалента, которое по своему содержанию весьма далеко от настоящего понятия. Понятие ребенка сейчас практически представляет собой объединение существенных признаков.
Единственное, что мешает счесть его настоящим понятием, это то, что данное объединение признаков еще не является таким, какое подразумевается в настоящем понятии. Соответствующие опыты подтверждают, что истинная идея синтетического объединения признаков детям данного возрастного периода еще чужда.
Это видно из того, что любое общее понятие — впрочем, как и конкретное — ребенок считает как бы простой суммой подчиненных понятий, а не синтетическим объединением существенных признаков и, следовательно, новым понятием. Например, ребенок знает, что существуют транспортные средства, движимые с помощью как человеческой силы, так и животной силы. Но если перед ним поставить задачу объединения этих понятий в более общее понятие, то он произведет не их синтез, отметив, что это — средства, движимые с помощью живой силы, а просто суммирует их, сказав, что это — средства передвижения с помощью силы человека и животного.
Отмеченное обстоятельство с очевидностью свидетельствует о том, что понятие детей данного возраста еще не является настоящим синтезом существенных признаков.
Однако стоит дать ребенку определенный стимул в этом направлении, оказать ему некоторую помощь — задать надлежащие вопросы или дать определение понятия, и тогда ребенок относительно легко догадывается, что тут дело в синтезе, а не в простом суммировании.
Таким образом, хотя 11 — 13-летний подросток не способен самостоятельно, спонтанно объединить существенные признаки в одно понятие путем их синтеза, тем не менее синтез не совсем чужд ему; данное обстоятельство нужно считать самым важным достижением этой возрастной ступени. Только следует помнить, что это достижение также ограничивается пределами конкретного, наглядного материала; ребенок данного периода не в состоянии синтезировать признаки отвлеченных соотношений даже при оказании ему помощи.
Вторым значительным достижением в развитии понятийного мышления в данном периоде нужно считать следующее: на предыдущей ступени развития беспомощность мышления ребенка проявлялась особенно зримо в случае вербального материала: относительно легко достижимое на конкретном, наглядном материале, оказывалось совершенно недостижимым на вербальном материале. Но в возрасте 11 — 13 лет происходит резкий скачок в этом направлении — подросток настолько быстро и легко овладевает вербальным материалом, что создается впечатление, будто теперь ему уже все равно, на каком материале — на вербальном или наглядном — ему приходится осуществлять свои интеллектуальные операции и составлять понятия. Во всяком случае, для большинства подростков данного возраста это так.
Таким образом, одно из самых значительных достижений данного возрастного периода состоит в начале овладения вербальным мышлением, что очень важно особенно для педагогической практики. В средней школе метод наглядности уже не имеет такого большого значения, как на уровне начальной школы.
Добавив к этому и то, что способность к формально-логическому мышлению пробуждается именно в этом возрасте, становится понятно, насколько важна данная возрастная ступень в истории онтогенетического развития понятийного мышления. Дело в том, что на предыдущих возрастных ступенях понятийное мышление ребенка было тесно связано с содержанием понятий; в частности, о взаимоотношениях между понятиями он судил, основываясь на том, что он эмпирически знал о содержании их взаимоотношений. Если же ребенок об этом ничего не знал, то не мог сказать почти абсолютно ничего толкового относительно их взаимосвязи, то есть формальное, алгебраическое мышление ему было совершенно недоступно.
Теперь же, в возрасте 11—13 лет, происходят изменения и в этом плане. Подросток может вовсе не знать содержание данного понятия, но это не мешает ему высказать свое мнение по поводу взаимозависимости понятий. В этом случае он руководствуется не эмпирическими, а исключительно логическими, формальными отношениями. Например, предложим ребенку этого возраста следующую задачу: «пусть х = а + b, а = с; какое число больше — с или х?»; мы убедимся, что он легко решит ее, невзирая на то, что не знает содержания ни х, ни с. «Если х содержит а и b, при этом с не больше а, то оно будет меньше х» — ответит ребенок. В предыдущем возрастном периоде случаи такого формального, алгебраического мышления встречаются только в виде исключения. Таким образом, логическими взаимоотношениями понятий подросток впервые овладевает в периоде 1 1 — 1 3 лет.