Этот период представляет собой существенный шаг на пути развития понятийного мышления, что проявляется с первого же года школьного возраста, достигая к десяти годам достаточно высокого уровня развития. В этом возрасте происходит первое пробуждение сознания познавательной ценности понятия. Дело в том, что на этой возрастной ступени все выделенные ребенком признаки, пусть даже общие, уже не имеют для него одинаковой ценности — некоторые представляются более существенными, чем другие. Однако ребенок все еще продолжает оставаться в плену наглядности, он еще не способен заметить и выделить отвлеченные признаки; поэтому, возможно, осознание ценности тех или иных признаков находится в начальной форме развития. Зато в 8 — 1 0 лет безусловно начинается развитие способности использования специфических признаков достигающей достаточно высокого уровня развития. Опираясь на опыты Р. Натадзе, основным достижением этой возрастной ступени следует считать именно это обстоятельство.
Разумеется, большое значение имеет то, что у ребенка в этот период как будто пробуждается и осознание ценности существенного признака, но оно все еще выполняет второстепенную роль по сравнению с сознанием специфического признака; и когда возникает вопрос, какому признаку отдать преимущество — наглядному и специфическому или существенному, но менее наглядному — ребенок все-таки склоняется в сторону первого.
Таким образом, на данной ступени развития понятие ребенка обычно содержит специфические, но пока еще конкретные признаки. Развитие сознания существенных признаков происходит на последующей ступени.
Подобный характер понятия ребенка хорошо согласуется с теми потребностями, которые стимулируют его мышление. Ведь у него по-прежнему особенно выражен интерес к описанию, он все еще увлечен феноменальной данностью. Что касается сущности явлений, это пока остается за пределами его актуального интереса. А для феноменологии предметов и явлений достаточно и сознания специфических признаков. Поиск существенных признаков еще предстоит на следующей возрастной ступени.
То, сколь значима наглядность для мышления ребенка на этой стадии развития, четко просматривается в следующем: когда ребенку только словесно, ненаглядно, предлагаются те же понятия, которыми он относительно легко овладевает на основе конкретного материала, он оказывается совершенно беспомощен. Он не понимает эти понятия, искажает их, оказывается не в состоянии постичь подразумеваемые под ними специфические признаки.
На данной возрастной ступени в активе развития мышления нужно отметить успех, достигнутый ребенком в деле решения задач по обобщению понятий и, особенно, пониманию логической связи понятий.
Когда перед ребенком стоит задача обобщения понятий, то есть когда на основе предложенных понятий нужно составить новое понятие, ребенок делает это путем суммирования, простого арифметического объединения исходных понятий, а не путем синтеза. Получается, что для него, например, человек представляет собой всего лишь сумму всех женщин и мужчин и ничего более. Разумеется, содержания настоящего общего понятия тут еще не дано; ребенок вначале как бы учитывает лишь объем понятия, то есть совокупность предметов, входящих в данное понятие. Однако сущность общего понятия не исчерпывается лишь наличием определенного объема, а непременно подразумевает определенное содержание, находящееся в совершенно определенной связи с содержанием подчиненных понятий, представляя собой их синтетическое объединение и определяя этим объем понятия. Несмотря на это, все же нужно отметить, что обобщение понятия — пусть даже лишь с точки зрения его объема — следует считать существенным достижением.
То, что это и в самом деле достижение, тотчас же становится очевидным, как только перед ребенком ставим задачу логической взаимосвязи понятий. Ребенок сразу отмечает, что в количественном плане между общим понятием и подчиненными понятиями существует большая разница, что общее является более широким, чем отдельные видовые понятия. Например, «человек» больше, чем «женщина» или «мужчина». Следовательно, ребенок имеет в виду только количественную сторону, лишь объем понятия. Что касается содержательной, логической взаимосвязи, существующей между общим и подчиненными понятиями, то 8—10-летнему ребенку она еще не доступна. Ребенок считает человеком женщину и мужчину не потому, что он устанавливает содержательную взаимосвязь между выше и нижележащими понятиями, осмысливает логическое взаимоотношение между понятием человека и подчиненными, видовыми понятиями; он так считает только потому, что ему доступен объем понятий, и он эмпирически знает, что и женщину, и мужчину называют человеком.