Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Развитие мышления в онтогенезе .. | 2. Основные периоды развития интелле .. | 4. Период начальной школы (8-10 лет) .. | Глава девятая Психология внимания. В .. | Неврозы .. |
2. Основные периоды развития интеллектуального интереса
На что преимущественно обращает внимание ребенок в различные периоды своего развития? Что его интересует? Ответить на это позволяет анализ вопросов, задаваемых ребенком в различные периоды своего развития. В результате исследований различных авторов, проведенных в этом направлении, сегодня уже можно считать доказанным, что основные этапы развития интереса ребенка совпадают по сути с предложенными Бине и Штерном этапами, хотя ими для этого были использованы совершенно разные методы. В частности, они предлагали испытуемым описать относительно простую картинку и на основе анализа полученного материала пришли к примерно одинаковым выводам. Согласно Бине, в процессе развития детского интереса следует выделить три периода: период перечисления, описания и интерпретации. Первый период, имеющий место в дошкольном возрасте, характеризуется тем, что ребенок удовлетворяется перечислением отдельных объектов; по-видимому, его интерес пока еще ограничивается лишь тем, чтобы заметить и назвать объекты, объективировать отдельные явления. В школьном возрасте, с семи лет, ребенок уже не ограничивается простым перечислением; его уже интересует точное описание объекта и ситуации в целом. Но что означает интерес к описанию? Бесспорно, что это, прежде всего, интерес к учету индивидуальности и специфических особенностей предметов и явлений действительности. Однако постижение особенностей предметов и явлений, в свою очередь, подразумевает и их взаимосопоставление и на основании этого установление схожих и различных явлений в содержании реальности и, следовательно, наличие намерения выявить систему и порядок в как бы беспорядочном течении действительности. Как видим, задача описания связана с задачами классификации и систематизации, требуя, в конечном счете, участия своеобразной формы мышления — мышления с конкретным чувственным содержанием. Что касается нечувственного, ненаглядного материала, то интерес к нему — дело следующего этапа. Все начинается с того, что у ребенка появляется уже интерес не к самим предметам и явлениям, а к их взаимосвязям, взаимоотношениям, то есть к объяснению или интерпретации происходящего, описанием чего столь увлекало его на предыдущей ступени развития. Согласно Бине, интерес к постижению отношений характерен для 12-летнего возраста, хотя, по наблюдениям Бобертага, он не чужд и 9-летнему ребенку, но для этого нужна определенная стимуляция извне. Например, когда 9-летнему ребенку задают надлежащие вопросы, он обращает внимание и на отношения. Несомненно, что в данном случае конкретного, образного мышления уже недостаточно; здесь возникает необходимость в отвлеченном мышлении. Таким образом, интеллектуальный интерес ребенка проходит через три основных периода. Первый ограничивается рамками предметной данности; ребенка интересует по возможности полное перечисление данных предметов. Во втором периоде его интересует скорее описание; в этом возрасте ребенка больше, чем что-либо другое, привлекает феноменальная данность действительности. И, наконец, в третьем периоде, интерес направлен уже на невидимые нити, связи между различными явлениями действительности.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Конституционное учение
Еще Гиппократ (V век до нашей эры) отмечал, что организм действует как целое, что характер и особенности протекания заболевания зависят от этого целого. Сегодня уже не вызывает сомнений, что бацилла туберкулеза в одном организме вызывает соответствующую болезнь, для другого же оказываясь совершенно безвредной; прививка оспы в одном случае может вызвать сильный воспалительный процесс и температу .. читать далее
3. Развитие понятийного мышления
Весьма интересно, что основные этапы развития понятийного мышления как раз соответствуют особенностям этих периодов познавательного интереса. В обоих случаях процесс развития проходит три ступени, первая из которых характерна для дошкольного возраста, вторая — для начальной школы, а третья — для периода среднего школьного возраста. Как видим, интеллектуальный интерес и интеллектуальная ос .. читать далее
4. Период начальной школы (8-10 лет)
Этот период представляет собой существенный шаг на пути развития понятийного мышления, что проявляется с первого же года школьного возраста, достигая к десяти годам достаточно высокого уровня развития. В этом возрасте происходит первое пробуждение сознания познавательной ценности понятия. Дело в том, что на этой возрастной ступени все выделенные ребенком признаки, пусть даже общие, уже не имеют .. читать далее
5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет)
Какие изменения происходят в понятийном мышлении ребенка в начальные годы средней школы, в возрасте неполной средней школы? Согласно исследованию Р. Натадзе, в мышлении 11 —13-летнего ребенка обнаруживаются особенно значительные изменения. В первую очередь, изменение касается сознания признака. Если на предыдущей ступени ребенок осознал значение специфического признака, а существенный при .. читать далее
|