Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Глава вторая Биологические основы ли .. | СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения .. | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение .. | Депрессия или просто хандра? .. | Конституционное учение .. |
4. Понимание понятия
Формирование понятия происходит отнюдь не всегда так, как описано выше. Этот путь обязателен лишь тогда, когда перед нами стоит задача выработки нового понятия. Однако гораздо чаще понятия уже сформированы и существуют слова, принятые для их обозначения. Но, допустим, мы не знакомы с этими понятиями и не понимаем их значения. Иначе говоря, они представляют для нас всего лишь звуковые комплексы, а не настоящие понятия. Возникает вопрос: как происходит овладение этими понятиями? Каким образом звуковые комплексы приобретают значение? Как они превращаются для нас в настоящие понятия? В соответствии с существующими по данному вопросу экспериментальными исследованиями, положение дел можно представить примерно следующим образом: определенное слово в качестве понятия употребляется в определенных условиях, применительно к определенным объектам. Когда мы именно на этих условиях общаемся с кем-либо, нам необходимо не только правильно понять данное слово, но и правильно употребить его, ведь в противном случае наш контакт не состоится. Это вынуждает нас во всех частных случаях употребления данного слова обращать внимание на то, применительно к чему оно употребляется и, следовательно, каким должно быть его значение. Это обстоятельство позволяет нам, прежде всего, постичь общее, все еще нерасчлененное значение данного слова. Разумеется, полное понимание значения данного слова еще не достигнуто, понятия пока еще нет. Зато понимание этого общего значения позволяет нам самим употреблять данное слово, подмечая, насколько и когда оно оказывается понятным для других. В зависимости от реакции других людей в различных случаях употребления данного слова мы вынуждены уточнять свои наблюдения, с тем чтобы, наконец, постичь истинное значение, подразумеваемое под данным словом. Этот момент представляет собой критический момент постижения понятия. До сих пор слово и его возможное значение были взаимосвязаны лишь внешне. Этому всегда сопутствует переживание некоторой неточности, допущение того, что истинное значение данного слова может быть иным. Сейчас же вдруг возникает совершенно своеобразное переживание, будто бы мы что-то открыли — для нас вдруг становится очевидным, что значение слова заключается именно в этом, и оно уже не может быть иным. Возникает типичное ага-переживание, при котором в единый миг сливаются слово и его значение, превращаясь в одно неразрывное целое. Сейчас связь между ними переживается уже не случайная и внешняя, а существенная и внутренняя. Только теперь можно сказать, что мы поняли понятие и по возможности можем изложить его содержание. Но что мы тем самым приобрели? Что дает нам понятие? Следует особо подчеркнуть, что отношения между понятиями отнюдь не являются индифферентными — они взаимоувязаны тесным и закономерным образом, создавая в совокупности определенную систему. Понятия представляют собой отражение диалектического единства явлений объективной реальности, и понятно, что изолированных, не связанных с другими, понятий не существует. Допустим, перед нами находится какой-то предмет или явление - например, замкнутая линия. Если окажется, что ей пущи признаки, входящие в понятие окружности, мы без сомнений признаем ее окружностью. Тем самым мы отведем этой замкнутой линии определенное место в нашей системе понятий. Это означает уяснение отношения данной фигуры ко множеству других явлений действительности, что предопределено местом, занимаемым понятиями круга и окружности в нашей системе понятий. Мы уже будем знать, чему равен периметр круга (2πr) и пр., то есть знать всю геометрию данной фигуры; если же у нас есть и тригонометрические понятия, тогда мы еще более ясно и четко представим место данной фигуры в действительности, будем знать о ней еще больше. Таким образом, понятия выполняют огромную роль в процессе познания действительности, предоставляя возможность учитывать место, занимаемое каждым отдельным, частным явлением в системе действительности, и уяснить его связи с другими явлениями мироздания.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения
В конкретных случаях мышления понятие никогда не встречается отдельно. Его содержание непременно раскрывается в системе суждений, поэтому обычно оно связано с актами рассуждения. Как справедливо отмечает Бюлер, естественным место понятия является суждение. Но что такое суждение? Предварительно можно сказать следующее: если любое слово можно считать понятием, то аналогичным образом можно с .. читать далее
2. Восприятие соотношения и суждение
Но ведь иногда соотношения даны и непосредственно. Мы знаем, что соотношение можно также воспринять. Так в чем же разница между восприятием соотношения и суждением? Ответить на данный вопрос нетрудно, вспомнив о существовании определенного взаимоотношения между восприятием и мышлением. Мышление -вторичный процесс, основывающийся на восприятии и подразумевающий повторное, сознательное, активное .. читать далее
3. Проблема уверенности
Чувство уверенности в определенном смысле связано не только с суждением, часто сопутствуя и другим переживаниям. Можно сказать, что оно представляет собой один из основных факторов работы нашей психики. Разумеется, при восприятии чувство уверенности специально и сознательно не дано, как это происходит при суждении. То, что в восприятии переживается актуальная действительность, как .. читать далее
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение
Третьей формой понятийного мышления обычно считают заключение. Однако, в сущности, умозаключение — тоже суждение, поскольку и здесь речь идет о подтверждении соотношения между субъектом и предикатом. Различие состоит лишь в том, что в случае обычного суждения мы имеем дело с самой действительностью, получая то или иное суждение путем ее непосредственного изучения. В случае же умозаключения мы о .. читать далее
|