:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Понятие и общее представление .. | 4. Понимание понятия .. | 3. Проблема уверенности .. | Развитие мышления в онтогенезе .. | 2. Основные периоды развития интелле .. |


3. Процесс формирования понятия


Как возникает понятие? В первую очередь следует подчеркнуть, что возникновению понятия всегда предшествует определенная познавательная задача. Общее представление в этом не нуждается, но для понятия, как одной из форм познания, это необходимо. Именно поэтому в содержание понятия входят не общие, а существенные признаки.

Как выяснилось из соответствующих экспериментов, в процессе выработки понятия познавательная задача действительно имеет особое, решающее значение. Дело в том, что весь процесс мышления, вызванный импульсом этой задачи, протекает под ее влиянием и контролем; среди огромного количества моментов и признаков, всегда пущих объекту познания, в сознание субъекта скорее прокладывают себе путь свойства, увязанные именно с поставленной задачей. Это происходит потому, что субъект рассматривает находящиеся в его распоряжении объекты с точки зрения данной задачи, производя их взаимосопоставление именно с этой позиции.

Таким образом, принятие познавательной задачи, рассмотрение и сопоставление соответствующего материала в ее аспекте представляет собой первый шаг на пути любого акта понятийного мышления. В зависимости от уровня нашей познавательной подготовленности в результате сравнения рассмотренного материала на передний план сознания выступают либо более, либо менее соответствующие признаки. От этого зависит качество выработанного понятия.

Хотя, конечно, до понятия еще далеко. Теперь необходимо, чтобы субъект овладел этими признаками с тем, чтобы в дальнейшем сумел их свободно использовать. А это, в первую очередь, подразумевает разложение тех целостных представлений, в которых даны эти признаки. Отныне субъект не нуждается более в целостном представлении, то есть отражении объекта в целом; его интересуют лишь отдельные признаки, сочтенные соответствующими задаче. Но для этого, то есть отбора определенных признаков из целого и изолированного размышления над ними, требуется новая умственная операция — так называемая «абстракция», или отвлечение.

Следует учитывать, что в случае абстракции всегда имеем дело с так называемыми «признаками», то есть сторонами целостного объекта, реально существующими лишь в самом объекте, которые, следовательно, должны быть признаны зависимыми моментами. Для создания независимого представления об этих зависимых содержаниях нужно выделить их из той целостности, зависимыми моментами которой они являются (это называют «позитивной абстракцией»), сумев, в то же время, пренебречь самим целым со всеми его остальными моментами (так называемая «негативная абстракция»).

Это как бы дает основание предположить, что абстракция представляет собой одну из форм действия внимания. Но в действительности это не так. В результате концентрации внимания предмет или его некие стороны обретают отчетливость и ясность. Только и всего. В случае же абстракции речь идет не о ясности, а о выделении из целого независимой части или момента. Внимание дает ясное представление, тогда как абстракция позволяет выделить частичный момент из целого. Конечно, для того, чтобы выделить какой-либо момент из целого, необходимо иметь его ясное и четкое представление, то есть абстракция требует внимания, хотя это не означает, что первое следует свести ко второму.

Итак, абстракция предоставляет возможность выделения всех признаков, определяющих содержание понятия.

Однако процесс формирования понятия все еще не завершен. Дело в том, что абстрагированные признаки в отдельности представляют собой зависимые моменты какой-то целостности, изъятые в данный момент из нее и, следовательно, лишенные своего субстрата, своего носителя. Для того, чтобы абстрагированные признаки объединились в новую целостность, то есть превратились в понятие, нужно, чтобы они приобрели некую наглядную опору, субстрат, который объективирует их, превратив тем самым в обычное явление действительности. Подобной опорой служит слово. Абстрагированные, зависимые, изолированные моменты, объединяясь в слове, превращаются в независимую целостность и становятся обычным явлениям действительности. Лишь после этого можно говорить о настоящем понятии.

Однако, значение акта наименования не будет понято правильно, если обращать внимание только на факт объединения абстрагированных признаков в слово. Решающее значение имеет скорее другой момент, а именно то, что слово позволяет объективировать продукт нашего мышления — содержание понятия; именно через слово мысль превращается в объективную данность. А это означает, что мысль и слово сливаются в единое целое; слово и его содержание, его значение, то есть объединенные в нем абстрактные признаки, переживаются не в отдельности, а как единое неразрывное целое. Поэтому когда мы слышим какое-либо слово — например, « к р у г » — в нашем сознании тотчас же появляется представление самого круга, а не комплекс звуков. Слово и его значение настолько прочно взаимосвязаны и настолько неразрывно слиты друг с другом, что ребенок, например, на определенном этапе своего развития не видит никакой разницы м е ж д у предметом и его названием; тот же круг, допустим, является для него не словом, а самой фигурой.

Таким образом, понятие представляет собой слитное единство слова и объединенного в нем содержания. Естественным следствием этого является то, что значение слова — объединенное в нем и с ним содержание — становится для всех одинаковым, подобно самому слову; иными словами, слово и его содержание, то есть понятие, осмысливается всеми одинаково. Поэтому наглядное, чувственное содержание, а также представления, символические схемы и иллюстрации, всегда обнаруживающиеся в процессе понятийного мышления, но всегда имеющие более или менее индивидуальный характер, в конечном счете никогда не остаются в содержании понятия. Содержание настоящего понятия всегда очищается от этой чувственной примеси, формируясь исключительно в виде определенной мысли. М е ж д у прочим, этим объясняется столь важная роль слова в общении людей.

Возникает вопрос; как происходит акт наименования? Как происходит слияние слова и его значения?

Во-первых, старый взгляд, согласно которому слово связано со своим содержанием ассоциативно, сегодня можно считать у ж е преодоленным. В результате соответствующих опытов выяснилось, что ассоциативная связь м е ж д у звуковыми комплексами и определенными объектами в принципе не способна превратить звуковой комплекс в название объекта — на этой почве звук, в лучшем случае, может приобрести значение сигнала. Зато, как оказалось, важнейшим фактором слияния слова и его значения, окончательного формирования понятия является необходимость социального контакта, потребность во взаимопонимании. В процессе общения звуковой комплекс превращается в настоящее слово, приобретая значение в процессе взаимоотношений людей. Как это происходит, особенно ясно видно при рассмотрении второго, более обычного пути формирования понятия.



Похожие по содержанию материалы:
Парапроктит ..
Образное мышление 1. Образное мышление ..
4. Образное мышление и отражение соотношений ..
3. Понятийное мышление и наглядное содержание ..
2. Понятие и общее представление ..
4. Понимание понятия ..
3. Проблема уверенности ..
Развитие мышления в онтогенезе ..
2. Основные периоды развития интеллектуального интереса ..
4. Период начальной школы (8-10 лет) ..
Глава девятая Психология внимания. Внимание 1. Что такое внимание ..
Неврозы ..
3. Вопрос распределения внимания ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


4. Понимание понятия

Формирование понятия происходит отнюдь не всегда так, как описано выше. Этот путь обязателен лишь тогда, когда перед нами стоит задача выработки нового понятия. Однако гораздо чаще понятия уже сформированы и существуют слова, принятые для их обозначения. Но, допустим, мы не знакомы с этими понятиями и не понимаем их значения. Иначе говоря, они представляют для нас всего лишь звуковые комплексы, .. читать далее




СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения

В конкретных случаях мышления понятие никогда не встречается отдельно. Его содержание непременно раскрывается в системе суждений, поэтому обычно оно связано с актами рассуждения. Как справедливо отмечает Бюлер, естественным место понятия является суждение.

Но что такое суждение? Предварительно можно сказать следующее: если любое слово можно считать понятием, то аналогичным образом можно с .. читать далее




2. Восприятие соотношения и суждение

Но ведь иногда соотношения даны и непосредственно. Мы знаем, что соотношение можно также воспринять. Так в чем же разница между восприятием соотношения и суждением? Ответить на данный вопрос нетрудно, вспомнив о существовании определенного взаимоотношения между восприятием и мышлением. Мышление -вторичный процесс, основывающийся на восприятии и подразумевающий повторное, сознательное, активное .. читать далее




3. Проблема уверенности

Чувство уверенности в определенном смысле связано не только с суждением, часто сопутствуя и другим переживаниям. Можно сказать, что оно представляет собой один из основных факторов работы нашей психики.

Разумеется, при восприятии чувство уверенности специально и сознательно не дано, как это происходит при суждении. То, что в восприятии переживается актуальная действительность, как .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100