:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Целостный субъект как исходное по .. | 2. Речь и образное мышление .. | Понятийное мышление 1. Ассоциационно .. | ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность .. | Глава вторая Биологические основы ли .. |


6. Обслуживание и практическое мышление


Однако все это еще не означает, что практическое мышление дает завершенную идею средства и, следовательно, возможность создания настоящего орудия. И первое, и второе представлены в практическом мышлении лишь в зачаточной форме — во всяком случае на уровне животной ступени его развития.

Естественно встает вопрос: на основе какой формы активности должно было возникнуть практическое мышление?

ДЛЯ ответа на данный вопрос решающее значение имеет одно наблюдение Кёлера. Его обезьяны обожали играть с ящиками, в большом количестве валявшимися во дворе. Они проводили в этой игре почти все свое свободное время. Однажды Кёлер велел занести все ящики в комнату, в которой обезьяны спали ночью. Утром, когда их выпустили во двор, произошло нечто довольно любопытное: несмотря на то, что они казались весьма огорченными по поводу того, что не могут больше играть с ящиками, ни одной из обезьян даже не пришло в голову вернуться в спальню и вынести ящики обратно.

Чем можно объяснить данное обстоятельство? Единственное, что в данном случае можно предположить, это то, что для шимпанзе, по-видимому, «ящик во дворе» и «ящик в спальне» — не одно и то же, то есть идея идентичности предметов им недоступна. С учетом этого понятно, почему ни Кёлером, ни другими исследователями не описан хотя бы один случай, когда животное приберегло на будущее с таким трудом сделанное им орудие. Одно из самых способных животных Кёлера — шимпанзе по имени Султан соединил две бамбуковые палки, сделав одну, более длинную палку, с помощью которой достал банан, расположенный довольно далеко от клетки. Несмотря на то, что это орудие пригодилось бы ему и в будущем, он выбросил палку сразу же после ее употребления, хотя в случае надобности животному пришлось бы заново соединять палки, что давалось ему не так уж легко. Отсюда ясно видно, что шимпанзе способно сделать «орудие» лишь для единичного, частного случая; каждый раз, когда ему нужно добыть пищу, шимпанзе специально для данного случая делает соответствующее «орудие»; заново оказавшись в аналогичной ситуации, он снова начнет делать такое же «орудие». Стало быть, «орудие» шимпанзе не есть настоящее орудие, поскольку орудие подразумевает возможность его повторного использования; орудие переживается как средство, имеющее определенное назначение вообще. Поэтому орудие как таковое переживается, как пригодное всегда, подобно органам собственного тела. Следовательно, в случае шимпанзе нельзя говорить о настоящем орудии. Как и любое животное, шимпанзе не в состоянии ни сделать, ни употребить настоящее орудие.

Уже тот факт, что шимпанзе даже орудие делает для конкретной, определенной потребности, очевидным образом доказывает его неспособность к настоящему труду. Когда энергия затрачивается на удовлетворение конкретной, индивидуальной потребности, когда какой-либо продукт делается только ради удовлетворения определенной, конкретной потребности данного индивида, тогда, как известно, имеем дело не с настоящим трудом, а лишь с такой формой активности, которую можно назвать «обслуживанием».

В случае труда отмечается совершенно иное положение: цель создания продукта труда состоит не в удовлетворении конкретной, индивидуальной потребности момента, а потребности вообще, потребности как таковой, невзирая на то, у кого и где она возникла. Первым такого рода продуктом исторически безусловно было орудие. Именно поэтому процесс труда начинается только при создании орудия.

Таким образом, «орудие» шимпанзе еще не может считаться настоящим орудием; основная форма его активности не выходит за рамки обслуживания, именно поэтому переживание орудия ему еще чуждо. Как видим, начальная форма проявления мышления — практическое мышление зародилось и оформилось в условиях обслуживания. В процессе дальнейшего развития активности — на ступени труда появляются более высокие формы мышления: для него практического мышления уже недостаточно. Эти формы вначале представляют собой конкретное, образное мышление и затем — вербальное, логическое, научное, отвлеченное мышление.



Похожие по содержанию материалы:
Анальная трещина ..
5. Активность ..
1. Опыты Кёлера ..
4. Вопрос о мышлении антропоидов ..
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии ..
2. Речь и образное мышление ..
Понятийное мышление 1. Ассоциационном в психологии мышления ..
ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность ..
Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания ..
СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения ..
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение ..
Депрессия или просто хандра? ..
Конституционное учение ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Образное мышление 1. Образное мышление

Следующая форма проявления мышления встречается на первых ступенях человеческого развития. Она характерна для примитивного сознания, но, в то же время, и для детского сознания современного ребенка, поскольку объективная реальность для него является еще чуждой и незнакомой.

Для этой формы мышления прежде всего наиболее характерно то, что в отличие от практического мышления она протекает вн .. читать далее




2. Речь и образное мышление

В случае практического мышления мысль выявляется и воплощается непосредственно в действии. В этом плане она изначально дана объективно, не являясь тайной внутренней жизни субъекта, его скрытым переживанием. Она представляет собой одно из явлений объективной реальности, а потому ясна и очевидна как для того, кто мыслит, так и для того, кто связан с ним совместной деятельностью, кто «работает» вм .. читать далее




3. Предмет мышления

Как отмечалось выше, мышление охватывает как предметы, так и соотношения. Следовательно, для характетики образного мышления следует ознакомиться с тем, как оно их отражает. Обратимся вначале к отражению предмета.

1. Как происходит осмысление предмета в случае образного мышления? Полу чить ответ на данный вопрос легче всего через анализ содержания примитивных слов, читать далее




4. Образное мышление и отражение соотношений

Как известно, мышление особенно интересуют соотношения. Что в этом плане представляет собой образное мышление?

1. Согласно формальной логике, существует ряд понятий, выражающих соотношения, представляющих собой основную, не сводимую на другие, предпосылку усмотрения любого рода порядка и связи. Подобные обобщенные, основные понятия называются «категориями». К их числу относятся, на .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100