:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Парапроктит .. | Образное мышление 1. Образное мышлен .. | 4. Образное мышление и отражение соо .. | 3. Понятийное мышление и наглядное с .. | 2. Понятие и общее представление .. |


4. Целостный субъект как исходное понятие психологии


Согласно теории непосредственности, с действительностью взаимодействует сама психика, непосредственно воздействующая на действительность и получающая непосредственное воздействие от нее. Следовательно, здесь не остается места для живого субъекта, личности — психология с ним дела не имеет.

В противовес данному положению западной психологии следует подчеркнуть, что основным источником психического развития является именно практика, то есть взаимодействие с действительностью, живого, реального, исторического человека. Прямая, непосредственная связь существует лишь между этим реальным субъектом и действительностью. Поэтому психология, усматривающая свою задачу в изучении психики человека, своей исходной точкой должна считать взаимодействие активного субъекта с действительностью, практику реального человека. Исходя из этого, психология не может обойти стороной понятие субъекта, целостного человека, личности. Понять закономерности структуры и функционирования психики — этого специфического «органа» личности — совершенно невозможно в отрыве от ее носителя и производителя — целостной личности, вне поиска фактора, зарождающегося в акте взаимодействия субъекта с внешней действительностью и разворачивающегося в виде психических процессов. Поэтому проблема целостной личности должна быть сочтена основополагающей проблемой настоящей научной психологии.

В современной психологии существует направление, как будто преодолевшее главный недостаток теории непосредственности; это — так называемая «персоналисти-ческая психология», родоначальником которой является Штерн.

Основное положение концепции Штерна действительно противоречит главному принципу теории непосредственности. По его мнению, взаимоотношения существуют не между действительностью и психикой, а между действительностью и субстратом психики — персоной (лицом). Стало быть, на его взгляд, во взаимосвязи находятся действительность и личность; что же касается психического, то оно представляет собой чисто вторичную сферу, в основе которой лежит другая, сущностно более значимая сфера — личность.

Таким образом, казалось бы, что теорию непосредственности можно считать преодоленной. Но достаточно внимательно изучить предложенное и всесторонне рассмотренное Штерном понятие персоны, чтобы убедиться в том, что фактически теория непосредственности остается непреодоленной и в персоналистической психологии. Дело в том, что, согласно Штерну, личность является «повелителем и регулятором» психических процессов; это выражается в том, что она порождает и направляет психические процессы в соответствии со своими целями. Следовательно, в психологии решающее значение имеет не принцип причинности, а принцип целеполагания; то есть получается, что в психологии основной точкой зрения является телеологическая. Это — главный недостаток концепции Штерна.

Что касается второго недостатка, то здесь незатронутость принципа непосредственности видна уже совершенно четко. Во-первых, согласно Штерну, влияние психического на другие психические процессы того же субъекта может происходить и непосредственно; во-вторых, Штерн придерживается идеалистической концепции, вследствие чего для него личность, в конечном счете, является метафизической сущностью.



Похожие по содержанию материалы:
3. Критика теории непосредственности ..
4. Детерминирующая тенденция ..
Практическое мышление ..
3. Теория «переходного переживания» ..
Парапроктит ..
Образное мышление 1. Образное мышление ..
4. Образное мышление и отражение соотношений ..
3. Понятийное мышление и наглядное содержание ..
2. Понятие и общее представление ..
4. Понимание понятия ..
3. Проблема уверенности ..
Развитие мышления в онтогенезе ..
2. Основные периоды развития интеллектуального интереса ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


6. Обслуживание и практическое мышление

Однако все это еще не означает, что практическое мышление дает завершенную идею средства и, следовательно, возможность создания настоящего орудия. И первое, и второе представлены в практическом мышлении лишь в зачаточной форме — во всяком случае на уровне животной ступени его развития.

Естественно встает вопрос: на основе какой формы активности должно было возникнуть прак .. читать далее




Образное мышление 1. Образное мышление

Следующая форма проявления мышления встречается на первых ступенях человеческого развития. Она характерна для примитивного сознания, но, в то же время, и для детского сознания современного ребенка, поскольку объективная реальность для него является еще чуждой и незнакомой.

Для этой формы мышления прежде всего наиболее характерно то, что в отличие от практического мышления она протекает вн .. читать далее




2. Речь и образное мышление

В случае практического мышления мысль выявляется и воплощается непосредственно в действии. В этом плане она изначально дана объективно, не являясь тайной внутренней жизни субъекта, его скрытым переживанием. Она представляет собой одно из явлений объективной реальности, а потому ясна и очевидна как для того, кто мыслит, так и для того, кто связан с ним совместной деятельностью, кто «работает» вм .. читать далее




3. Предмет мышления

Как отмечалось выше, мышление охватывает как предметы, так и соотношения. Следовательно, для характетики образного мышления следует ознакомиться с тем, как оно их отражает. Обратимся вначале к отражению предмета.

1. Как происходит осмысление предмета в случае образного мышления? Полу чить ответ на данный вопрос легче всего через анализ содержания примитивных слов, читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100