:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

5. Практическое мышление .. | 6. Обслуживание и практическое мышле .. | 3. Предмет мышления .. | 2. Мысль как ненаглядное переживание .. | Выпадение прямой кишки .. |


5. Практическое мышление


Само собой разумеется, что в данном случае мы имеем дело со специфической формой мышления, о существовании которого до нашего века даже не подозревали. Какие характерные черты пущи данной форме мышления?

В первую очередь нужно отметить следующее обстоятельство. Когда для решения какой-либо задачи человек обращается к мышлению, то обычно это происходит таким образом: субъект до завершения мыслительного процесса находится в бездействии, поскольку еще не знает, как ему предпочтительнее действовать. Он птупает к действию только после завершения мыслительного процесса. Это действие представляет собой проявление в поведении результата завершенного мышления, а не сам процесс мышления. Одним словом, в обычных случаях мыслительный процесс предшествует действию: «мы сначала измеряем, а потом режем», то есть вначале думаем, а потом действуем.

В случае мышления шимпанзе все происходит совершенно иначе. Здесь мыслительный процесс еще не выделен из действия. Мыслительный акт не предшествует действию, а происходит вместе с действием, включен в него.

Если в случае обычного человеческого мышления наблюдение над протеканием мыслительного процесса возможно лишь до начала действия — исходя из того, что говорит субъект, то в случае мышления шимпанзе складывается совсем другая картина — особенности протекания мышления явствуют из самого поведения, из самих движений. Роль, выполняемая в этом смысле в мышлении человека речью, здесь возлагается на само действие, поведение. Здесь поведение является не продуктом мышления, а процессом мышления. Следовательно, в данном случае мышление все еще неотделимо от практической активности. Поэтому с этой точки зрения данную форму мышления можно определить, как практическое мышление.

Это обстоятельство указывает на то, что в случае практического мышления связь между исходящим от ситуации стимулом и действием еще не совсем свободна. В процессе рефлекторного поведения определенная ситуация обязательно вызывает соответствующую реакцию; здесь связь между действием и ситуацией носит принудительный характер. То же самое в сущности наблюдается и в случае инстинкта; например, живущая в неволе белка, увидев в определенное время года орешки, начинает собирать их, как бы припрятывая на зиму, то есть обращается к таким реакциям, которые, представляя собой существенное условие ппособления белки к природе, не имеют для нее никакого смысла в неволе, в квартирных условиях. В случае рефлекса и инстинкта за восприятием стимула тотчас же следует определенное движение.

Совершенно иное положение отмечается на высоких ступенях развития поведения человека. За восприятием ситуации отнюдь не следует раз и навсегда определенное действие; прежде всего начинается процесс мышления, причем и особенности этого действия, и момент его начала всецело зависят от результатов данного процесса — в этом смысле связь между стимулами ситуации и нашим поведением является свободной.

В случае практического мышления налицо как бы промежуточное положение; разумеется, хотя между ситуацией и поведением рефлекторной, принудительной связи уже нет, но эта связь не столь свободна, как в случае нашего предварительно обдуманного поведения. Дело в том, что в ситуации решения задачи шимпанзе ограничена четко определенными условиями. Кёлер отмечал, что для того, чтобы его обезьяны сумели установить соотношения между двумя объектами — например, использовали палку для притягивания к себе банана, было необходимо, чтобы эти два объекта располагались в одном поле зрения. Если их взаимное пространственное расположение было таково, что один из объектов оставался вне поля зрения, то обезьянам установить связь между этими объектами обычно не удавалось; каждый из них воспринимался как отдельный объект, вне соотнесения с другим. Кёлер подчеркивал, что разумное поведение шимпанзе определено оптической структурой. Это означает, что в основе поведения шимпанзе лежат только те соотношения, которые попадают в поле зрения обезьяны, которые она, так сказать, видит собственными глазами.

Однако было бы ошибкой полагать, что достаточно шимпанзе расположить два объекта в одном поле зрения, чтобы она восприняла их в соотношении друг с другом, установила связь между ними. Нет! Для того чтобы это случилось, необходимо, чтобы соотношение было дано непосредственно, то есть существовала возможность его восприятия. Предположим, что это не так; допустим, один объект непосредственно связан со вторым; возможно, что он имеет связь и с третьим объектом, однако этой связи сейчас не видно, поскольку, как было отмечено, в данный момент он связан со вторым объектом. Одно из наблюдений Кёлера ясно показывает, что мы имеем в виду в данном случае. Один из шимпанзе, Чика, уже хорошо умеющий использовать ящик для того, чтобы достать высоко подвешенный банан, в один прекрасный день упорно старается сорвать плод, прыгая вверх. Несмотря на то, что он прекрасно видит расположенный вблизи ящик, он даже и не пытается использовать его в своих целях. Почему? Как выяснилось, только потому, что в это время на ящике лежала другая обезьяна. Стоило ей спустя некоторое время спрыгнуть с ящика и освободить его, как Чика бросился к ящику с тем, чтобы использовать его для снятия банана. Чика хотел завладеть бананом. Он видел ящик, расположенный неподалеку, в том же оптическом поле, но не мог установить соотношение между ним и бананом. Почему? Несомненно потому, что непосредственно были связаны не ящик и банан, а ящик и лежащая на нем обезьяна. Именно это соотношение и видел Чика. Но для установления соотношения между ящиком и бананом необходимо было вначале пренебречь непосредственно воспринимаемой связью. Лишь после этого соотношение между ящиком и бананом могло стать непосредственно постижимым.

Одним словом, соотношение между ящиком и лежащей на нем обезьяной было дано непосредственно. Отношение же между ящиком и бананом могло стать непосредственным лишь в случае разрыва первого непосредственного соотношения (либо обезьяна сошла бы с ящика, либо сам Чика сбросил бы ее оттуда). До тех пор, пока это не произошло, близость ящика совершенно не влияла на поведение Чики.

Вывод совершенно очевиден: поведение Чики определяет только непосредственно данное соотношение; соотношение, не воспринимаемое обезьяной непосредственно или воспринимаемое непосредственно лишь после нарушения или изменения уже существующего соотношения, не играет никакой роли в поведении обезьяны.

Таким образом, можно сказать, что практическое мышление направляют лишь соотношения, данные в области восприятия непосредственно: поведение животного определяют лишь соотношения, существующие в актуальном восприятии.

Однако, как мы убедились выше, воспринятые соотношения действуют и при чисто инстинктивном поведении. Возникает вопрос: какое же тогда мы имеем право говорить о мышлении? Иными словами, в чем состоит разница в этом аспекте между практическим мышлением и теми поведенческими актами, которые не могут быть сочтены мышлением, но, тем не менее, подчиняются влиянию воспринимаемых соотношений? Какая разница между практическим мышлением и инстинктивным поведением?

Очевидно, что и инстинкт учитывает соотношения, непосредственно данные ситуацией. Однако всегда нужно помнить, что в случае инстинктивного поведения это — лишь соотношения, существующие между субъектом и объектами среды. Субъект действует на объект в соответствии с соотношениями между этим объектом и им самим, то есть субъектом. Потому-то инстинктивное поведение всегда состоит из актов, соотносящихся с целью непосредственно, прямо, без участия каких-либо опосредующих звеньев. Инстинкт никогда не представляет собой сложное, двухступенчатое поведение, в котором в первую очередь производятся действия, направленные на овладение средством, и лишь затем — действия, ведущие к цели. Поэтому участие инстинкта в создании орудия невозможно. Данное обстоятельство очень характерно для инстинкта, и необходимо всегда помнить об этом.

Но коль скоро это так, тогда несомненно, что в инстинкте всегда должны участвовать отдельные соотношения, причем обособленно, независимо друг от друга; это не может быть ряд или цепочка взаимоувязанных соотношений. Повторяем, это должно быть так потому, что инстинкт основывается на непосредственном соотношении объекта с субъектом, а не опосредованном другими соотношениями.

Совсем иначе обстоит дело в случае практического мышления. Как уже отмечалось, оно также опирается на непосредственно данные в ситуации соотношения; оно также предопределено исключительно воспринимаемыми соотношениями. Но решающее значение здесь имеет то, что это — не только непосредственные соотношения между объектом и субъектом. Нет! Главную роль в этом случае играют соотношения между объектами. В процессе своего поведения субъект использует эти соотношения. Поэтому для него актуальны не только отдельные отношения, но и — в зависимости от обстоятельств — целые цепочки соотношений, непременно таких, которые даны в восприятии. Например, обезьяна заперта в клетке; снаружи, вне пределов досягаемости рукой, лежит банан. В клетке валяется палка, но она очень короткая, с ее помощью достать банан невозможно. Зато вне клетки лежит уже достаточно длинная палка, заполучив которую шимпанзе мог бы с легкостью достать заветный плод. Дотянуться рукой до нее невозможно, но ведь в клетке есть короткая палка, длина которой вполне достаточна для притягивания длинной палки.

Это — нелегкая задача. Успешно решить ее способны лишь особенно умные животные. Что же требуется в данном случае для нахождения правильного решения? Ответ очевиден: восприятие ряда соотношений и использование этих соотношений в правильной последовательности. Во всяком случае, здесь решающее значение имеет отражение хотя бы двух соотношений: короткой палки можно достать длинную, а длинной палкой — банан. Оба этих соотношения находятся в поле зрения обезьяны; необходимо лишь воспринять их и использовать в надлежащей последовательности. Достижение практического мышления состоит именно в том, что оно не только замечает данные в поле восприятия непосредственные соотношения, применяя каждое из них по отдельности, но и основывает поведение на использовании этих соотношений в правильной последовательности. В нашем примере шимпанзе вначале использует короткую палку для овладения длинной, а затем длинную палку — для овладения бананом, то есть его поведение основывается на постижении двухступенчатого соотношения — сначала соотношения между короткой и длинной палками, а затем — между длинной палкой и бананом.

Таким образом, практическое мышление использует не отдельные соотношения, а оно постигает правильную последовательность соотношений, их, так сказать, систему. Этим оно отличается от инстинктивного поведения, превращаясь в одну из форм мышления. Величайшим достижением практического мышления является то, что благодаря ему живое существо привыкает совершать и действия, не преследующие цели удовлетворения актуальной потребности. Например, обезьяна видит банан и хочет его съесть. Вместо того, чтобы протянуть к нему руку (движение, непосредственно удовлетворяющее актуальную потребность), обезьяна вынуждена хотя бы на некоторое время отвлечься от банана и попытаться, скажем, перетащить с места на место довольно тяжелый ящик. Иными словами, величайшее достижение практического мышления заключается в том, что благодаря ему живое существо обретает способность действовать ради «средства», то есть для того, что само по себе никак не является полезным для животного, поскольку не удовлетворяет его актуальной потребности. А это же действительно большое достижение, ведь иначе никогда не появились бы ни орудие, ни труд. Соответственно, не было бы на земле ни настоящего человека, ни его истории, так как человека и его историю создали труд и орудие.



Похожие по содержанию материалы:
2. Различие между восприятием и мышлением ..
3. Удивление как условие актуализации мышления ..
6. Транспозиция ..
2. «Теория проб и ошибок» ..
5. Практическое мышление ..
6. Обслуживание и практическое мышление ..
3. Предмет мышления ..
2. Мысль как ненаглядное переживание ..
Выпадение прямой кишки ..
3. Процесс формирования понятия ..
2. Восприятие соотношения и суждение ..
2. Процесс умозаключения ..
1. УСЛОВИЯ развития мышления в филогенезе и онтогенезе ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


4. Целостный субъект как исходное понятие психологии

Согласно теории непосредственности, с действительностью взаимодействует сама психика, непосредственно воздействующая на действительность и получающая непосредственное воздействие от нее. Следовательно, здесь не остается места для живого субъекта, личности — психология с ним дела не имеет.

В противовес данному положению западной психологии следует подчеркнуть, что основным источником психи .. читать далее




6. Обслуживание и практическое мышление

Однако все это еще не означает, что практическое мышление дает завершенную идею средства и, следовательно, возможность создания настоящего орудия. И первое, и второе представлены в практическом мышлении лишь в зачаточной форме — во всяком случае на уровне животной ступени его развития.

Естественно встает вопрос: на основе какой формы активности должно было возникнуть прак .. читать далее




Образное мышление 1. Образное мышление

Следующая форма проявления мышления встречается на первых ступенях человеческого развития. Она характерна для примитивного сознания, но, в то же время, и для детского сознания современного ребенка, поскольку объективная реальность для него является еще чуждой и незнакомой.

Для этой формы мышления прежде всего наиболее характерно то, что в отличие от практического мышления она протекает вн .. читать далее




2. Речь и образное мышление

В случае практического мышления мысль выявляется и воплощается непосредственно в действии. В этом плане она изначально дана объективно, не являясь тайной внутренней жизни субъекта, его скрытым переживанием. Она представляет собой одно из явлений объективной реальности, а потому ясна и очевидна как для того, кто мыслит, так и для того, кто связан с ним совместной деятельностью, кто «работает» вм .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100