:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. «Теория проб и ошибок» .. | 5. Практическое мышление .. | 6. Обслуживание и практическое мышле .. | 3. Предмет мышления .. | 2. Мысль как ненаглядное переживание .. |


2. «Теория проб и ошибок»


Данное заключение Кёлера в корне противоречило принятым в психологии взглядам как о природе мышления, так и о поведении животных; поэтому встал вопрос о правомерности той интерпретации, которую дал Кёлер обнаруженным им экспериментальным фактам, считая их доказательством возможности существования мышления без речи.

Ряд психологов, особенно американских (Торндайк и др.), отстаивали мнение, что в опытах Кёлера обезьяны случайно решали задачу, а затем это вследствие частого повторения превращалось в механический навык.

Данная точка зрения, высказанная Торндайком еще до опубликования результатов опытов Кёлера, была известна под названием принципа «проб и ошибок» и имела широкое распространение, особенно среди американских психологов. Торн-дайк сформулировал этот принцип на основе своих известных зоопсихологических экспериментов, строящихся следующим образом: голодное животное запирают в клетке, откуда оно видит лежащую снаружи еду. Дверь клетки на засове, открывающемся при определенном движении, то есть животное, использовав соответствующие движения, может отпереть клетку и заполучить еду. Экспериментатор наблюдает за поведением животного, направленным на то, чтобы выйти из клетки, обеспечив тем самым возможность удовлетворения чувства голода.

Как животное, по мнению Торндайка, достигает этой цели? Очень просто: голод гонит его к расположенной вне клетки еде. Животное прибегает к совершенно естественным, обычным, врожденным движениям — бежит в направлении еды, натыкается на стену и, побуждаемое импульсом высвобождения из клетки, бросается из стороны в сторону, как будто «пробует», можно ли выйти с этой стороны; обнаруживая, что допущена «ошибка», животное снова и снова предпринимает новые попытки. В процессе этого непрерывного движения оно случайно задевает засов и дверь клетки открывается, то есть хотя животное и достигает цели, но это происходит совершенно случайно — в результате многочисленных «проб и ошибок». Если вернуть животное в клетку, оно вновь начнет совершать свои бессмысленные движения, освободившись опять-таки случайно. Особенно следует отметить, что в результате многократных повторений этих опытов выясняется, что чем чаще приходится животному выбираться из клетки, тем меньше нецелесообразных движений оно совершает, в конце концов вовсе отказываясь от них и прямо обращаясь к целесообразным движениям — стоит запереть животное в клетку, как оно сразу же подбегает к засову и соответствующим движением открывает дверь.

Таким образом, в первый раз животное выбралось из клетки случайно, прибегнув к надлежащему движению, благодаря которому открылась дверь, отнюдь не осознанно, а также совершенно случайно.

Но почему происходит так, что в результате частого повторения опыта животное все реже и реже прибегает к ошибочным движениям, а в конце концов сразу же начинает осуществлять целесообразные движения? Не следует ли предположить, что животное в конечном счете начинает понимать смысл своих целесообразных движений, а потому теперь сразу же намеренно прибегает к ним? Ответ Торндайка на этот вопрос отрицательный; он считает, что постепенное снижение количества нецелесообразных движений и, в конечном итоге, их полная элиминация, как и закрепление и совершенствование целесообразных движений происходит само собой, совершенно механически, без активного участия животного. Он полагает, что успешное завершение целесообразных движений должно вызывать у животного чувство удовольствия, а бесплодность нецелесообразных движений — неудовольствие. Естественным результатом этого является то, что под влиянием чувства удовольствия закрепляются ассоциативные связи между целесообразными движениями и определенными сенсорными впечатлениями, а в случае нецелесообразных движений под воздействия неудовольствия эти связи ослабевают, в конечном итоге полностью исчезая; остаются только целесообразные движения.

Такова теория «проб и ошибок». Как видим, она всецело построена на чисто механистических позициях и, естественно, радикально противоречит интерпретации Кёлера. По мнению американских психологов, «нет нужды говорить об интеллекте, когда так называемое "разумное поведение" животных легко объясняется принципом "проб и ошибок"».



Похожие по содержанию материалы:
4. Обучение ..
2. Различие между восприятием и мышлением ..
3. Удивление как условие актуализации мышления ..
6. Транспозиция ..
2. «Теория проб и ошибок» ..
5. Практическое мышление ..
6. Обслуживание и практическое мышление ..
3. Предмет мышления ..
2. Мысль как ненаглядное переживание ..
Выпадение прямой кишки ..
3. Процесс формирования понятия ..
2. Восприятие соотношения и суждение ..
2. Процесс умозаключения ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Теория «переходного переживания»

Другая группа психологов, особенно немецких ученых (Бюлер, Линдворский и др.), возражают против вывода Кёлера по иным соображениям. По их мнению, тот факт, что обезьяны решают столь сложные задачи, еще не доказывает того, что они каким-то образом обращаются к мыслительным актам. Дело в том, что объяснить их поведение можно и по-другому, не обращаясь к мышлению. Очевидно, что если такое объяснен .. читать далее




4. Вопрос о мышлении антропоидов

Кёлер подробно описывает поведение своих животных, что позволяет проверить, имеет ли это поведение те признаки, которые выше были сочтены характерными для процесса мышления. Один из опытов Кёлера состоял в следующем: банан был высоко подвешен к одной из стен. Почти там же стоял ящик. Шимпанзе могла достать банан, лишь придвинув ящик и встав на него. Кёлер описывает интересное наблюдение: как ре .. читать далее




5. Практическое мышление

Само собой разумеется, что в данном случае мы имеем дело со специфической формой мышления, о существовании которого до нашего века даже не подозревали. Какие характерные черты пущи данной форме мышления?

В первую очередь нужно отметить следующее обстоятельство. Когда для решения какой-либо задачи человек обращается к мышлению, то обычно это происходит таким образом: субъект до завершения .. читать далее




4. Целостный субъект как исходное понятие психологии

Согласно теории непосредственности, с действительностью взаимодействует сама психика, непосредственно воздействующая на действительность и получающая непосредственное воздействие от нее. Следовательно, здесь не остается места для живого субъекта, личности — психология с ним дела не имеет.

В противовес данному положению западной психологии следует подчеркнуть, что основным источником психи .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100