Понятие практического мышления тесно связано с именем Кёлера. Можно сказать, что данное понятие впервые было введено в науку после его зоопсихоло-гических опытов и, как видно, окончательно укоренилось в ней.
Основная проблема Кёлера состояла в следующем: способно ли животное, не наделенное, как известно, речью, осуществлять разумное поведение, то есть поведение, которое не может быть сочтено ни инстинктивным, ни результатом простой случайности и которое, следовательно, должно быть признано элементарной формой проявления мышления. Если такое поведение существует, то как оно протекает?
Для решения данного вопроса Кёлер обратился к экспериментальному изучению поведения человекообразных обезьян (антропоидов). Принцип его опытов состоял в следующем: когда достижение цели возможно и прямым путем, то животное, естественно, руководствуется инстинктом; однако если для достижения цели необходимо применение непрямого, «обходного пути», то тогда животное будет вынуждено вместо инстинкта обратиться к разумным актам. Таким образом, по Кёлеру критерием разумного поведения следует считать способность обращения к обходному пути. Поэтому все опыты Кёлера были построены таким образом, что для достижения цели животное было вынуждено выбирать обходной путь. «Экспериментатор создает такую ситуацию, в которой прямой путь к цели совершенно непригоден; зато можно обратиться к обходному пути. Животное помещается в подобную ситуацию... что позволяет выяснить, способно ли оно использовать непрямой, обходной путь для решения задачи».
Опираясь на этот принцип, Кёлер построил целую серию экспериментов. Он стремился выяснить, какого уровня сложности может достичь разумное поведение животного. Поэтому его опыты начинались с элементарных, простых задач, завершаясь довольно сложными. Для того, чтобы получить представление об этих задачах, рассмотрим примеры наиболее простых и сложных задач.
Ситуация первого опыта была следующей: высоко под потолком висит корзина с любимым лакомством обезьян — бананами, достать которую с пола животное не может. Корзина подвешена на веревке, и экспериментатор раскачивает ее. При этом корзина оказывается так близко от возведенного в комнате помоста, что достаточно обезьяне прыгнуть на него и подождать приближения корзины, чтобы свободно овладеть бананом. В данном случае обходной путь не нужен; необходимо только, чтобы животное заметило это место — помост, откуда можно достичь цели и прямым путем.
В одном из следующих опытов уже появляется необходимость обходного пути: корзина висит высоко, но в комнате находится ящик; для достижения цели нужно подтащить этот ящик поближе к корзине и встать на него.
Обезьяна заперта в клетке. Снаружи виден банан; обезьяна его видит, но достать рукой не может. В клетке валяются две бамбуковые палки, но они настолько коротки, что с помощью одной достать банан невозможно, поэтому для решения задачи нужно вставить одну палку в другую.
Принцип обходного пути очень наглядно представлен в одном из сложнейших опытов: обезьяна заперта в клетке; перед ней на расстоянии 45 сантиметров стоит ящик; в этом ящике, у ближней к обезьяне стенке, лежит банан. У ящика нет одной стенки — самой дальней для обезьяны. В клетке лежит длинная палка. Как может животное решить эту проблему и завладеть бананом? Только взяв палку и отодвинув
банан к открытой стенке ящика, а не притянув его к себе, чтобы таким образом выкинуть банан из ящика наружу. После этого нужно этой же палкой отодвинуть банан в сторону от ящика и лишь после этого придвинуть его к себе.
Из этих примеров ясно видно, что обезьяна действительно находится в такой ситуации, в которой решить задачу можно только путем разумного поведения.
Допустим, что в последнем опыте животное подчинится своим инстинктивным импульсам. Что оно сделает в этом случае? Вместо того, чтобы отодвинуть банан от себя, то есть еще более отдалить, животное безусловно придвинет его к себе. Но поскольку вытащить банан можно только через заднюю стенку ящика, то очевидно, что путем импульсивного поведения животное никогда не его заполучит. Или же возьмем задачу с двумя палками. В этом случае животное должно прибегнуть к таким движениям, которые сами по себе никак не связаны с бананом, то есть вместо того, чтобы протянуть руку к нему, обезьяна должна взять в разные руки палки и соединить их, подогнав друг к другу.
Несмотря на то, что в опытах Кёлера найти выход из создавшейся ситуации путем инстинктивного поведения было невозможно, антропоиды все-таки успешно решали задачу. Возникает вопрос, каким образом им удавалось это? Ответ Кёлера на данный вопрос известен: антропоиды выявили способность к разумному поведению; они разрешали ситуацию не с помощью инстинкта, а благодаря мышлению.