:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

6. Транспозиция .. | 2. «Теория проб и ошибок» .. | 5. Практическое мышление .. | 6. Обслуживание и практическое мышле .. | 3. Предмет мышления .. |


6. Транспозиция


Как было показано, мышлением называется психический процесс, всегда начинающийся с постановки вопроса и завершающийся его решением. В каждом частном случае стоит один вопрос с индивидуально определенным содержанием, и мышление дает решение именно данного, индивидуально определенного вопроса. Однако предположим, что затем перед нами встала пусть не абсолютно идентичная, но в принципе аналогичная задача. Будет ли нашему мышлению так же трудно решить данную задачу, как и первую? Возникнут ли теперь те же сложности, потребуются ли такие же усилия и активное напряжение, как тогда, когда мы решали задачу впервые? Даже совсем простое наблюдение позволяет отрицательно ответить на этот вопрос. При решении аналогичной задачи мыслительный процесс протекает несравненно более легко и беспрепятственно, чем в первом случае, требуя гораздо меньшего времени. Можно сказать, что достаточно понять, что задача аналогична первой, и решение тотчас же будет найдено.

Данное обстоятельство следует считать особенно характерным для мышления. Решая задачу, мышление делает это «раз и навсегда», то есть нам не приходится в каждом отдельном частном случае начинать все сначала. Мышление «переносит» однажды найденный способ решения на новые, аналогичные задачи; особо высокая значимость мышления состоит в том, оно наделено способностью «переноса», «транспозиции».

То, насколько характерен данный момент для мышления, хорошо показывает изучение фактов так называемого «внезапного», «случайного» решения задачи. Иногда решить задачу не удается. Тогда мы перестаем размышлять и обращаемся к опыту, то есть действуем то так, то иначе; но не потому, что эти попытки имеют под собой какое-нибудь разумное обоснование — мы просто делаем то, что приходит на ум. Случается, что этот путь приводит к правильному решению задачи. Решение налицо, хотя субъект и не знает, почему задача решается таким образом, он просто видит, что она решена. Как видим, такое слепое решение имеет место при применении метода «проб и ошибок». А теперь представим, что нам вновь предложили решить либо эту, либо аналогичную задачу. Если мы не сможем механически вспомнить путь ее решения, нам придется опять-таки птупить к ее решению методом «проб и ошибок» — перенос, транспозиция не имеют места в случае неосмысленного, слепого решения задачи.



Похожие по содержанию материалы:
1. Узнавание ..
4. Обучение ..
2. Различие между восприятием и мышлением ..
3. Удивление как условие актуализации мышления ..
6. Транспозиция ..
2. «Теория проб и ошибок» ..
5. Практическое мышление ..
6. Обслуживание и практическое мышление ..
3. Предмет мышления ..
2. Мысль как ненаглядное переживание ..
Выпадение прямой кишки ..
3. Процесс формирования понятия ..
2. Восприятие соотношения и суждение ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Практическое мышление

Обычно мышление признается одной из наиболее специфических особенностей человека. С мышлением связывают способность речи, а завершенной формой его проявления считают логическое, научное мышление. Естественно возникает вопрос о том, является ли это последнее единственной формой мышления, или же существуют и другие формы? Прежде полагали, что настоящее мышление не может существовать вне речи; поэ .. читать далее




1. Опыты Кёлера

Понятие практического мышления тесно связано с именем Кёлера. Можно сказать, что данное понятие впервые было введено в науку после его зоопсихоло-гических опытов и, как видно, окончательно укоренилось в ней.

Основная проблема Кёлера состояла в следующем: способно ли животное, не наделенное, как известно, речью, осуществлять разумное поведение, то есть поведение, которое не может бы .. читать далее




2. «Теория проб и ошибок»

Данное заключение Кёлера в корне противоречило принятым в психологии взглядам как о природе мышления, так и о поведении животных; поэтому встал вопрос о правомерности той интерпретации, которую дал Кёлер обнаруженным им экспериментальным фактам, считая их доказательством возможности существования мышления без речи.

Ряд психологов, особенно американских (Торндайк и др.), отстаивали мнение, .. читать далее




3. Теория «переходного переживания»

Другая группа психологов, особенно немецких ученых (Бюлер, Линдворский и др.), возражают против вывода Кёлера по иным соображениям. По их мнению, тот факт, что обезьяны решают столь сложные задачи, еще не доказывает того, что они каким-то образом обращаются к мыслительным актам. Дело в том, что объяснить их поведение можно и по-другому, не обращаясь к мышлению. Очевидно, что если такое объяснен .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100