:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

5. Активность .. | 1. Опыты Кёлера .. | 4. Вопрос о мышлении антропоидов .. | 4. Целостный субъект как исходное по .. | 2. Речь и образное мышление .. |


5. Активность


Активный характер мышления считается следующей специфической особенностью его протекания. В психологии эта сторона мышления всегда специально подчеркивалась, что вполне понятно, поскольку ничего столь наглядно не доказывает различие природы ассоциации и мышления, как это обстоятельство.

Тот факт, что мышление действительно характеризуется активностью, подтверждают не только переживания, сопутствующие мыслительному процессу, но и пущие ему особенности протекания. Мышление — активный процесс как феноменологически, так и функционально.

Что мы испытываем, когда, скажем, решаем сложную математическую задачу и когда предаемся обычным мечтаниям? Различие переживаний в данном случае является совершенно очевидным; в первом случае мы ощущаем себя весьма активными и деятельными, ежеминутно оказываясь перед трудностями и препятствиями и непрерывно принимая надлежащие меры для их преодоления. Зато в случае мечтаний все происходит совершенно иначе — вместо свойственной мышлению напряженности здесь отмечается пассивное расслабление, поскольку грезы протекают без нашего активного участия. Если в первом случае почти каждая отдельная мысль переживается как продукт нашего намеренного поиска, то во втором случае представления появляются и исчезают так, что нам остается лишь роль пассивного созерцателя. В процессе мышления мы действуем, тогда как в случае грез созерцаем то, что происходит как бы вне нашего участия.

Об активном характере мышления не менее очевидно свидетельствуют и особенности его протекания. Выше мы убедились, сколь большую роль в процессе мышления выполняет осознание задачи. Весь мыслительный процесс протекает таким образом, что он с начала до конца носит целесообразный характер, завершаясь в конце концов актом решения поставленной задачи. Подобная целесообразная природа процесса мышления ясно указывает на то, что в нем изначально участвует, активно направляя процесс вплоть до его завершения, личность со своими целями. Такая активность может характеризовать лишь различные случаи участия воли, поскольку о других психических процессах этого сказать нельзя.



Похожие по содержанию материалы:
Онтогенетическое развитие памяти ..
3. Ассоциативная память ..
Глава восьмая Психология мышления. Мышление 1. Восприятие и мышление ..
Анальная трещина ..
5. Активность ..
1. Опыты Кёлера ..
4. Вопрос о мышлении антропоидов ..
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии ..
2. Речь и образное мышление ..
Понятийное мышление 1. Ассоциационном в психологии мышления ..
ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность ..
Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания ..
СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


6. Транспозиция

Как было показано, мышлением называется психический процесс, всегда начинающийся с постановки вопроса и завершающийся его решением. В каждом частном случае стоит один вопрос с индивидуально определенным содержанием, и мышление дает решение именно данного, индивидуально определенного вопроса. Однако предположим, что затем перед нами встала пусть не абсолютно идентичная, но в принципе аналогичная .. читать далее




Практическое мышление

Обычно мышление признается одной из наиболее специфических особенностей человека. С мышлением связывают способность речи, а завершенной формой его проявления считают логическое, научное мышление. Естественно возникает вопрос о том, является ли это последнее единственной формой мышления, или же существуют и другие формы? Прежде полагали, что настоящее мышление не может существовать вне речи; поэ .. читать далее




1. Опыты Кёлера

Понятие практического мышления тесно связано с именем Кёлера. Можно сказать, что данное понятие впервые было введено в науку после его зоопсихоло-гических опытов и, как видно, окончательно укоренилось в ней.

Основная проблема Кёлера состояла в следующем: способно ли животное, не наделенное, как известно, речью, осуществлять разумное поведение, то есть поведение, которое не может бы .. читать далее




2. «Теория проб и ошибок»

Данное заключение Кёлера в корне противоречило принятым в психологии взглядам как о природе мышления, так и о поведении животных; поэтому встал вопрос о правомерности той интерпретации, которую дал Кёлер обнаруженным им экспериментальным фактам, считая их доказательством возможности существования мышления без речи.

Ряд психологов, особенно американских (Торндайк и др.), отстаивали мнение, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100