В основе вторичного познавательного процесса — мышления лежит момент удивления. Там, где воспринятая действительность подобного переживания не вызывает, возникновение мыслительного процесса лишено всякого смысла. Остановимся несколько подробнее на этом понятии.
Как известно, еще Платон (IV в. до н. э.) объявил удивление стимулом философского мышления. По его мнению, тот, кто не обладает данной способностью, не имеет призвания к философскому мышлению. Данная мысль Платона правомерна лишь отчасти. Удивление действительно лежит в основе мышления. Однако нельзя забывать, что оно все-таки не является главным источником мышления. Удивление представляет лишь вторичный процесс, опирающийся на более глубоко лежащий импульс. Основным стимулом мышления безусловно является потребность, на основе которой живое существо устанавливает взаимоотношения с объективной действительностью. Как известно, в основе любого рода активности непременно лежит импульс удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому понятно, что чем сильнее потребность, чем она важнее для субъекта, тем более энергичную активность она вызывает.
Естественно, что, когда эта активность блокируется и, соответственно, не удается удовлетворить потребность, субъект не остается индифферентным. У него появляется специфическое чувство, именуемое удивлением, на почве которого и возникает процесс мышления. Мышление возникло для нужд удовлетворения потребностей; оно возникло на основе практики и по существу служит интересам практики.
Однако было бы ошибкой думать, что в основе мыслительного процесса всегда лежит только интерес удовлетворения витальных потребностей. Известно, что в обществе развиваются и видоизменяются не только обычные витальные потребности, но и появляется бесконечный ряд новых потребностей, совершенно отличных от потребностей животных. Само собой разумеется, что основой импульса мышления может стать любая из этих потребностей. Но решающее значение при этом имеет то, насколько важна данная потребность для личности.
Однако потребность представляет собой лишь внутренний, субъективный фактор; чувство же удивления и процесс мышления подразумевают и внешний фактор. Как уже отмечалось выше, ситуация вызывает удивление только в том случае, если: 1) она не связана непосредственно с привычными актами поведения, 2) и вследствие этого возникает помеха на пути удовлетворения значимой для субъекта потребности. В противном случае оснований для начала мыслительного процесса нет. Таким образом, внешнее условие актуализации мышления составляют два момента ситуации: ее новизна или необычность и персональная значимость.
Значение этих факторов хорошо видно из наблюдения, приведенного Штерном: плуге было поручено ежедневно выносить из рабочей комнаты корзину с ненужными бумагами и выбрасывать их в мусорный ящик. Эту работа стала для нее привычной, выполняемой автоматически. Однажды в корзину случайно попала маленькая шкатулка с драгоценностями, причем сверху она оказалась прикрытой бумагами, поэтому была полностью скрыта из виду. Плуга почувствовала, что корзина в тот день была тяжелее обычного, но, не обратив на это особого внимания, опорожнила ее как обычно в мусорный ящик.
Почему потерялась шкатулка с драгоценностями? Потому, что тяжесть корзинки не вызвала у плуги удивления и, соответственно, мыслительного процесса, который побудил бы ее проверить содержимое корзины.
Почему этого не произошло? Во-первых, потому, что изменение тяжести не было столь значительным для того, чтобы плуга заметила в этом действительно нечто необычное, новое; во-вторых, потому, что содержание корзины обычно не имело для нее никакого персонального значения, то есть не было связано с какой-либо значимой для нее потребностью. Знай она заранее об исчезновении шкатулки и заметь, что корзина несколько тяжелее обычного, вероятно, содержание корзины приобрело бы для нее большее персональное значение, и она не опорожнила бы ее столь индифферентно в мусорный ящик.
Таким образом, очевидно, что удивление, всегда предшествующее любого рода мыслительному процессу, представляет собой вторичный фактор. В его основе лежит целый ряд внешних и внутренних факторов.
Удивление — переживание, прежде всего характерное для мышления и касающееся начального момента мышления. Зато завершение протекания любого мыслительного процесса характеризуется вторым переживанием — это решение возникшего вопроса, удовлетворение удивления, сопровождающееся специфическим переживанием, известным под названием «ага-переживания» (Бюлер, Вертхаймер). Соответственно, если первое переживание имеет характер напряжения, то ага-переживанию, наоборот, свойственно эмоциональное состояние облегчения. Поэтому процесс мышления переживается как чрезвычайно динамическое состояние, начальный и конечный моменты которого увязывают его единый замкнутый процесс, в котором каждая предшествующая ступень четко стремится к конечной.
Можно сказать, что данное свойство представляет собой наиболее специфичный и особенно демонстративный признак процесса мышления. Взяв обычную ассоциативную цепочку представлений, получим совершенно иную картину: здесь, во-первых, полностью отсутствуют переживания напряжения и облегчения, как это бывает в случаях удивления и ага-переживания. Это совершенно понятно, поскольку в случае ассоциативных представлений говорить об этих переживаниях — удивлении и ага-переживании — невозможно. Поэтому начальный момент протекания представлений, возникших на основе ассоциации, не имеет ничего общего с конечными элементами ассоциативного ряда. Здесь мы имеем дело с простой последовательностью представлений, в которой каждый член связан только с предыдущим членом, а не с замкнутой целостностью, объединяющей все протекание мыслей.