Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
3. Ассоциативная память .. | Глава восьмая Психология мышления. М .. | Анальная трещина .. | 5. Активность .. | 1. Опыты Кёлера .. |
2. Непосредственная память
Непосредственная память, как и персеверация, проявляется уже в первые месяцы жизни. К сожалению, исследовать ее в этот период очень трудно, поэтому у нас все еще мало объективных наблюдений, на которые можно было бы опереться, и, соответственно, недостаточно данных. Что касается развития на последующей возрастной ступени, то, согласно Мейману, до 13 лет она развивается медленно, в период от 13 до 16 лет развивается стремительно, достигая в 22—25 лет высшего уровня своего развития. Иного мнения придерживается Бурдон. По его наблюдению, непосредственная память особенно развивается в период от 8 до 14 лет, а затем, в возрасте от 14 до 18 лет развивается едва заметными шагами. Во всяком случае, взрослый человек непосредственно запоминает гораздо больше, нежели ребенок. Это последнее обстоятельство позволяет думать, что естественное развитие непосредственной памяти завершает свое развитие уже на низких ступенях, достигая на последующих возрастных ступенях высоких показателей главным образом за счет воли, так как высокий эффект непосредственной памяти взрослого человека (6—7 бессмысленных слогов, 8—9 слов, 7—8 цифр) достигается благодаря волевым усилиям. В пользу данного соображения свидетельствует то, что известно множество наблюдений, показывающих, сколь большую помощь оказывает человеку включение воли в протекание памяти и ее активная помощь. Для экспериментального решения данного вопроса проведены специальные опыты (Абрамовский), показавшие, что в том случае, когда внимание испытуемого направлено в другую сторону, а память предоставлена сама себе, способность непосредственного запоминания снижается —с точки зрения как объема и продолжительности, так и точности, что с очевидностью свидетельствует о том, сколь велика роль активного включения субъекта в процесс непосредственной памяти.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
3. Ассоциативная память
Непосредственная память не совсем оторвана от восприятия, представляя собой скорее ее отголосок, нежели переживание настоящего представления. Ребенок делает решающий шаг в направлении овладения специфически человеческой памятью тогда, когда на основе ассоциативной памяти начинает репродуцировать настоящие представления. Это позволяет ему заложить основы процесса освобождения от абсолютного госп .. читать далее
4. Обучение
Изучение онтогенетического развития высших форм памяти по сути дает аналогичную картину. Как известно, обучение представляет собой активную форму работы памяти. Соответственно, она может выявиться лишь на высшей ступени развития. Она не свойственна периоду раннего детства, так как уровень развития воли в этом возрасте, как это видно из обычных, ненаучных наблюдений, является низким. Однако несо .. читать далее
5. Воспоминание
Наряду с этим зримый путь развития проходит и вторая активная форма памяти — воспоминание, или историческая память. Следует отметить, что она представляет собой особенно сложную форму памяти — особенно вследствие того, что подразумевает как объективацию собственного переживания и, стало быть, осознание Я, так и, наряду с этим, ориентацию на прошлое, темпорализацию. Поэтому заведомо можно .. читать далее
Глава восьмая Психология мышления. Мышление 1. Восприятие и мышление Мышление 1. Восприятие и мышлениеОщущение, восприятие, представление и мышление представляют собой познавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражению действительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различие состоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них. Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное .. читать далее
|