:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Онтогенетическое развитие памяти .. | 3. Ассоциативная память .. | Глава восьмая Психология мышления. М .. | Анальная трещина .. | 5. Активность .. |


2. Гипомнезия


Гипомнезией именуют случаи ослабления памяти, в основном, так называемые «амнезии». В зависимости от ее протекания во времени различают три формы амнезии: антероградную, ретроградную и периодическую.

Антероградной амнезией называют случаи, когда человек, сохраняя воспоминания прошлого, не запоминает ничего нового, то есть речь идет о снижении способности создания новых воспоминаний. Эпилептик иногда выполняет довольно сложные акты, может, например, отправиться в далекую страну; однако период путешествия в его памяти не оставляет даже следа, весь этот период полностью стирается из истории переживаний его жизни. Не вызывает сомнения, что причину данного явления следует искать в условиях зарождения воспоминания в период самого восприятия.

Ретроградная амнезия означает утрату воспоминаний: у человека была совершенно нормальная память, но вдруг он по той или иной причине совершенно забыл: 1) либо все без исключения {общая амнезия), или связанное с определенным периодом времени (временная амнезия), или независимо от времени {тотальная амнезия); 2) либо избирательно, скажем, определенную категорию воспоминаний {частичная амнезия). Ретроградная амнезия может быть полной, однако это не означает, что субъект в общем лишился памяти, так как амнезия касается воспоминаний, а не всех форм памяти.

У одного психически больного писателя отмечалась полная амнезия применительно к переживаниям прошлых лет. Он говорил о давно минувших событиях, как о настоящем. В то же время он прекрасно помнил стенографию, выученную им в период заболевания амнезией. Воспоминания этого периода он утратил полностью, однако приобретенные в этот период знания остались незатронутыми.

Прекрасным примером ретроградной амнезии являются случаи так называемой травматической амнезии, возникающей в результате травмы.

Мужчина, возвращаясь с работы, попал под машину и сильно пострадал. Когда он пришел в сознание, он хорошо помнил все события того дня, когда с ним произошло несчастье, помимо одного периода — момента ухода с работы до возвращения сознания. Данный период он не вспомнил и в последующем (Штерн).

Согласно Рибо, ретроградная амнезия начинается с забывания ближайших событий и завершается самыми давними. Однако, как видно, «закон Рибо» не правилен. Дело не в давности воспоминаний, а в их слабости и сложности; амнезия начинается с исчезновения более слабых и сложных воспоминаний, затем переходя на более прочные и простые. Ретроградная амнезия во многом зависит от условий периода воспоминания, в отличие от антероградной амнезии, определенной скорее условиями периода запоминания. Акт воспоминания — сложный произвольный акт, требующий неестественной ориентации — ориентации на прошлое, тогда как для человека естественна направленность на настоящее, а потому требующий от субъекта больших усилий. Понятно, что в некоторых случаях нормальное протекание этого процесса может нарушиться, и тогда возникает ретроградная амнезия.

Периодическая амнезия встречается в случае полного изменения или расщепления личности. Приведем два примера.

1. Одна молодая американка после глубокого обморока полностью забыла свое прошлое. Она полностью утратила свое Я, все свои знания, кроме таких навыков, как ходьба и пр. Ей пришлось заново учиться писать и читать. Через некоторое время она уснула, а проснувшись, вновь ощутила себя прежней личностью, полностью забыв весь период времени после обморока. Это повторилось несколько раз, и ни разу она, находясь в одном состоянии, не вспомнила о втором периоде. В одном человеке жили две самостоятельные личности, сменявшие друг друга и не ведающие друг о друге.

2. Классический случай Фелида (наблюдение Изама) представляет собой проявление этого же заболевания, но с той разницей, что здесь субъект в нормальном состоянии ничего не помнил о ненормальном, тогда как в ненормальном состоянии память о нормальном периоде была хорошо сохранена.

Своеобразной формой амнезии являются так называемые «агнозии», проявляющиеся в снижении способности узнавания обычных предметов и, следовательно, представляющие собой патологию восприятия. Больные агнозией совершенно не узнают даже привычные вещи, например, членов своей семьи, собственную рабочую комнату, хотя соответствующие органы чувств совершенно не повреждены; например, в случае оптической агнозии у них сохранено нормальное зрение, при акустической агнозии — нормальный слух, а при тактильной — касание (Липман).

Как видим, агнозия затрагивает восприятие, представляя собой распад участвующих в восприятии мнемических процессов. Но встречаются также патологические случаи, проявляющиеся в забывании моторных навыков, необходимых для выражения переживаний. В частности, это выражения мысли словом (афазия) и утрата способности совершения привычных действий (апраксия).



Похожие по содержанию материалы:
3. Основные результаты психологии показаний ..
2. Теория следа ..
5. Теория установки ..
Заболевания памяти 1. Гипермнезия ..
Онтогенетическое развитие памяти ..
3. Ассоциативная память ..
Глава восьмая Психология мышления. Мышление 1. Восприятие и мышление ..
Анальная трещина ..
5. Активность ..
1. Опыты Кёлера ..
4. Вопрос о мышлении антропоидов ..
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии ..
2. Речь и образное мышление ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Онтогенетическое развитие памяти

Изучение онтогенетического развития памяти со всей очевидностью показывает, что формы проявления памяти, о которых говорилось выше, представляют собой и ступени ее развития, показывающие, какие психологические условия должны созреть для того, чтобы проявилась та или иная форма памяти, выполняющая важную роль в жизни субъекта. Конечно, данное обстоятельство облегчает осмысление психологического .. читать далее




1. Узнавание

Очевидно, что мнеме не представлено в организме ребенка изначально, с момента его рождения. Достижения нашего первого года жизни являются столь большими, что, сравнив новорожденного ребенка с 12-месячным, обнаруживаем больше различий, чем при сопоставлении годовалого ребенка со взрослым человеком. В основе всего этого лежит наша память — в широком значении этого слова. Разумеется, в начале можн .. читать далее




2. Непосредственная память

Непосредственная память, как и персеверация, проявляется уже в первые месяцы жизни. К сожалению, исследовать ее в этот период очень трудно, поэтому у нас все еще мало объективных наблюдений, на которые можно было бы опереться, и, соответственно, недостаточно данных. Что касается развития на последующей возрастной ступени, то, согласно Мейману, до 13 лет она развивается медленно, в период от 13 .. читать далее




3. Ассоциативная память

Непосредственная память не совсем оторвана от восприятия, представляя собой скорее ее отголосок, нежели переживание настоящего представления. Ребенок делает решающий шаг в направлении овладения специфически человеческой памятью тогда, когда на основе ассоциативной памяти начинает репродуцировать настоящие представления. Это позволяет ему заложить основы процесса освобождения от абсолютного госп .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100