:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Зависимость воспоминания от насто .. | ПСИХОЛОГИЯ показаний .. | 2. Практическая значимость психологи .. | 3. Основные результаты психологии по .. | 2. Теория следа .. |


4. Другие факторы забывания


Разумеется, забывание происходит под влиянием времени, однако было бы ошибкой думать, что в данном случае само время, как таковое, имеет самостоятельное значение. Нет, оно воздействует своим содержанием, тем, что происходит в процессе его протекания. Следовательно, факторы забывания следует искать в этом содержании — как в его качественных особенностях, так и в условиях, в которых эти особенности проявляются. Не вызывает сомнения, что таким же фактором должна быть и индивидуальность субъекта.

1. В первую очередь следует отметить закон Ааля, заключающийся в том, что когда материал готовится к определенному сроку, например, с целью сдать экзамен, тогда он забывается быстрее, чем тогда, когда это делается для сохранения его на более продолжительный срок. Следовательно, вполне возможно, чтобы один и тот же материал у одного и того же человека остался в памяти в одном случае более долго, а в другом — был вскоре забыт, в зависимости от намерения, с которым выучен этот материал: с целью продолжительного запоминания или лишь на определенное время. Данное наблюдение Ааля безусловно имеет очень большую теоретическую и практическую значимость; оно с очевидностью доказывает, сколь тесна связь памяти с личностью как целостностью, с ее интересами, потребностями. В свете этого становится понятным известное наблюдение о том, что заученный специально для экзамена материал по обыкновению как бы забывается вместе со сдачей экзамена. Отсюда, конечно, нетрудно сделать надлежащие практические выводы.

2. Несомненно, что с этим же в определенной мере связан и другой фактор — как говорится, «быстро заученное быстро же забывается». И вправду, как показывают опыты Меймана и Эберта, данное положение подтверждается и экспериментально — во всяком случае, хотя бы применительно к бессмысленному материалу. Что касается осмысленного материала, здесь положение несколько иное — по-видимому, вследствие подключения и других факторов.

От чего зависит этот эффект быстрого заучивания? В некоторых случаях, наверное, от того, что обычно быстро запомненное требуется человеку в течение определенного времени. Это — во первых. Во-вторых, решающее значение должно иметь именно то, что процесс быстрого заучивания не дает возможности освоенному материалу завершиться, созреть и в полной мере воздействовать на личность, вызвав у нее соответствующую установку. По словам Баларда, «когда оптимальный интервал между последовательными актами запоминания велик, тогда и запоминание бывает более прочным» (1913).

3. Более конкретный, более наглядный материал остается в памяти гораздо дольше, нежеле менее наглядный и отвлеченный. Например, серии цифр, бессмысленных слогов, отдельных букв, столь часто используемые в практике исследования памяти, человек забывает гораздо быстрее, чем, скажем, серии унков. Однако, как видно, дело не только в наглядности, поскольку если запоминаемый материал внутренне логически связан, даже если его элементы имеют отвлеченный характер, он все-таки остается в памяти гораздо дольше, чем простая последовательность наглядных унков.

4. Человек помнит слова дольше, нежели бессмысленные слоги; фразы запоминаются на более долгий срок, чем отдельные слова.

5. Особенно очевидна и примечательна прочность запоминания моторных навыков. Например, после 48-дневного упражнения в машинописи человек достиг уровня, когда он в час печатал 1100 слов. В течение последующих двух лет он не упражнялся вовсе; тем не менее, для полного восстановления навыка ему хватило десятидневного упражнения (Свифт). Как видим, в данном случае прочность запоминания прямо-таки удивительна.

6. С точки зрения прочности запоминания имеет значение и то, каким способом заучивался материал — глобальным или фрагментальным. Оказалось, что при первом способе запоминание прочнее — по крайней мере тогда, когда дело касается бессмысленного материала (М. Мейер).



Похожие по содержанию материалы:
7. Закон Йоста ..
1. Метафизическая психология ..
3. Основной закон забывания и кривая забывания ..
5. Положительное влияние забывания ..
3. Зависимость воспоминания от настоящего как один из его факторов ..
ПСИХОЛОГИЯ показаний ..
2. Практическая значимость психологии показаний ..
3. Основные результаты психологии показаний ..
2. Теория следа ..
5. Теория установки ..
Заболевания памяти 1. Гипермнезия ..
Онтогенетическое развитие памяти ..
3. Ассоциативная память ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


5. Положительное влияние забывания

Забывание всегда переживается как проявление нашей слабости, нашего несовершенства. В некоторых случаях это переживание бывает даже болезненным. Иногда мы хотим что-то вспомнить, очень стараемся, но все усилия оказываются тщетными. Бывают случаи, что не только не припоминаются прочные знания и навыки, но и забывается очень важное задание или обещание. Это обстоятельство является помехой в жизни .. читать далее




Воспоминание 1. Воспоминание

Что такое воспоминание и чем отличается оно от других форм памяти? В общем об этом мы уже говорили выше. Но сейчас нам нужно детально познакомиться с данным понятием.

Рассмотрим какой-нибудь частный случай воспоминания: как-то мы ехали на машине за город, и вдруг мимо нас на большой скорости промелькнула другая машина. А через несколько минут мы увидели, что машина упала в обрыв и разбила .. читать далее




2. Основа датирования воспоминаний

Как известно, для воспоминания особенно характерным является то, что субъект переживает свои представления как прошлые восприятия, размещая каждое из этих своих воспоминаний в прошлом, то есть осуществляя их темпорализацию.

Однако, как отмечалось, в воспоминание в качестве необходимого элемента входят и объективные обстоятельства, то есть воспоминание обязательно связано с неким об .. читать далее




3. Зависимость воспоминания от настоящего как один из его факторов

Воспоминание представляет собой обновление переживаний прошлого в настоящем. Воспоминание всегда происходит в настоящем. Его содержанием является прошлое, пройденное, уже случившийся факт, но при этом сам акт воспоминания — чисто актуальный процесс. Воспоминание, как правило, отнюдь не возникает само по себе, актуализируясь для удовлетворения нужд нашего актуального интереса. Следовательно, оно .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100