:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Основа датирования воспоминаний .. | 5. Влияние переживания настоящего на .. | 1. Методы исследования .. | Анальный зуд .. | Теории памяти 1. Два теоретических в .. |


3. Основной закон забывания и кривая забывания


Эббингауз, между прочим, приводит один очень интересный случай. Ему, будучи еще молодым исследователем, довелось выучить наизусть несколько куплетов стихотворения Байрона. Через 22 года, когда он вновь взялся за заучивание этих же

куплетов, оказалось, что он совершенно ничего не помнил, то есть не только не мог воспроизвести их, но они не показались ему даже знакомыми. Тем не менее, оказалось, что он заметно легче (на 7%) заучил их, нежели новые куплеты аналогичной сложности. На основании этого Эббингауз делает вывод, что он забыл эти куплеты отнюдь не полностью — в его сознании все еще оставался некий след.

Разумеется, помимо этого наблюдения, Эббингаузом собран специальный экспериментальный материал, подтверждающий правильность данного наблюдения и его общий характер. Он предлагал испытуемым для запоминания свой обычный экспериментальный материал — бессмысленные слоги. После того, как они совершенно забывали выученное, он в различное время, с соблюдением определенных интервалов времени, вновь давал им этот же материал с тем, чтобы выяснить, остался ли какой-либо след выученного и после забывания, а в случае положительного ответа — в течение какого времени он сохраняется.

Выяснилось, что если для первичного заучивания определенного ряда бессмысленных слогов требовалось 30 повторений, то при вторичном заучивании этого же материала были получены следующие данные:

Как видим, факт предыдущего заучивания оказывает несомненное влияние на процесс повторного заучивания. С другой стороны, чем больше проходит времени, тем слабее это влияние. Следовательно, забывание прогрессивно возрастает. Но, в то же время, что следует считать особенно важным открытием, момент, когда можно говорить о полном забывании, не наступает никогда — ряд бессмысленных слогов даже через месяц оказался забытым лишь на 80%. Соответственно, открытый Эббингаузом основной закон может быть сформулирован следующим образом: чем больше времени проходит с момента заучивания определенного материала, тем дальше идет процесс его забывания, но при этом никогда не достигая уровня абсолютного забывания. Одним словом, в определенных пределах забывание является функцией времени.

Представление о ходе процесса забывания дает предложенная Эббингаузом кривая забывания. В соответствии с результатами экспериментальных исследований процесс забывания отнюдь не протекает в постоянном темпе; в частности, в начале его течение является особенно быстрым, но затем темп относительно замедляется и, наконец, наступает момент, когда забывание начинает продвигаться вперед очень медленными шагами. Наглядное выражение этого процесса и дает кривая забывания Эббингауза.

Фуко предлагает следующую формулировку закона забывания: припоминание обратно пропорционально пройденному времени. Но Пьерон возражает против подобной формулировки, считая, что она противоречит эмпирическому материалу. По его мнению, гораздо правильнее утверждать, что память обратно пропорциональна квадрату пройденного времени. Но следует учитывать, что и эта последняя формулировка правомерна лишь в определенных пределах.



Похожие по содержанию материалы:
6. Закон «гиперфиксации» ..
Забывание 1. Два понятия забывания ..
2. Феноменология забывания ..
Запор ..
2. Основа датирования воспоминаний ..
5. Влияние переживания настоящего на прошлое ..
1. Методы исследования ..
Анальный зуд ..
Теории памяти 1. Два теоретических вопроса ..
4. Теория ассоциации ..
2. Теория непосредственности» в психологии ..
2. Гипомнезия ..
2. Непосредственная память ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


4. Другие факторы забывания

Разумеется, забывание происходит под влиянием времени, однако было бы ошибкой думать, что в данном случае само время, как таковое, имеет самостоятельное значение. Нет, оно воздействует своим содержанием, тем, что происходит в процессе его протекания. Следовательно, факторы забывания следует искать в этом содержании — как в его качественных особенностях, так и в условиях, в которых эти особеннос .. читать далее




5. Положительное влияние забывания

Забывание всегда переживается как проявление нашей слабости, нашего несовершенства. В некоторых случаях это переживание бывает даже болезненным. Иногда мы хотим что-то вспомнить, очень стараемся, но все усилия оказываются тщетными. Бывают случаи, что не только не припоминаются прочные знания и навыки, но и забывается очень важное задание или обещание. Это обстоятельство является помехой в жизни .. читать далее




Воспоминание 1. Воспоминание

Что такое воспоминание и чем отличается оно от других форм памяти? В общем об этом мы уже говорили выше. Но сейчас нам нужно детально познакомиться с данным понятием.

Рассмотрим какой-нибудь частный случай воспоминания: как-то мы ехали на машине за город, и вдруг мимо нас на большой скорости промелькнула другая машина. А через несколько минут мы увидели, что машина упала в обрыв и разбила .. читать далее




2. Основа датирования воспоминаний

Как известно, для воспоминания особенно характерным является то, что субъект переживает свои представления как прошлые восприятия, размещая каждое из этих своих воспоминаний в прошлом, то есть осуществляя их темпорализацию.

Однако, как отмечалось, в воспоминание в качестве необходимого элемента входят и объективные обстоятельства, то есть воспоминание обязательно связано с неким об .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100