:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Воспоминание 1. Воспоминание .. | 4. Объективное и субъективное прошло .. | Опосредованный характер психических .. | 44. Растягивайте свои мышцы .. | 4. Факторы ошибок .. |


2. Феноменология забывания


Проблема забывания была одной из основных, исследование которой входило в круг самых ранних задач экспериментальной психологии памяти. Этот вопрос поставил еще Эббингауз; следует отметить, что он по существу решил его. Во всяком случае, современная экспериментальная психология по данному вопросу фактически все еще придерживается позиции Эббингауза, а вся последующая работа в этом направлении есть не что иное, как дополнение и уточнение полученных им результатов.

Основной закон, или правило забывания, обнаружил еще Эббингауз. Данный закон остается в силе и сегодня. Но прежде, чем перейти к его рассмотрению, необходимо выяснить, что представляет собой забывание феноменологически. Ранее этому вопросу не уделялось надлежащего внимания, а потому можно сказать, что он недостаточно изучен.

По обыкновению, говоря о забывании, подразумевают, с одной стороны, стирание содержания выученного, а с другой стороны — ослабление существующих между его членами связей.

Однако, как справедливо отмечает Штерн, содержание понятия забывания этими двумя моментами не исчерпывается. Он, со своей стороны, предлагает относительно более сложное описание данного явления. Согласно Штерну, забывание проявляется в виде различных симптомов. Первый симптом заключается в том, что отдельные члены выученного материала тускнеют, становятся туманными, утрачивают определенность («утрата ясности»); происходит ослабление статической памяти (по терминологии Пьерона), то есть отдельных элементов, отдельных образов памяти. Второй симптом является следующим: связи между отдельными членами ослабевают, прерываются и в конце концов исчезают, так что нарушается единство целостности («утрата прочности»). Согласно Пьерону, в данном случае можно говорить о пресечении динамической памяти. Третий симптом, в виде которого проявляется забывание, заключается в том, что созданная в результате первичного акта заучивания диспозиция ослабевает, а потому чем больше проходит времени, тем больше времени и усилий требуется для восстановления забытого («утрата упражнения»). Четвертый симптом, сопутствующий процессу забывания, состоит в том, что для припоминания выученного требуется все больше и больше усилий, все большее напряжение воли («утрата прочности»). И, наконец, по мнению Штерна, забывание проявляется и в том, что скрытое влияние выученного, находящее свое выражение в образовании и жизненном опыте, постепенно ослабевает, проявляясь все реже и реже.

Предложенное Штерном описание феномена забывания является достаточно полным, однако последний «симптом» касается скорее второго понятия забывания, нежели первого, а потому он не должен фигурировать в феноменологическом анализе забывания.



Похожие по содержанию материалы:
5. Закон месторасположения повторения ..
8. Закон заучивания целиком ..
4. Классификация Штумфа ..
4. Другие факторы забывания ..
Воспоминание 1. Воспоминание ..
4. Объективное и субъективное прошлое ..
Опосредованный характер психических процессов.1. Непосредственность воздействия физического на физич ..
44. Растягивайте свои мышцы ..
4. Факторы ошибок ..
3. Теория Мюллера ..
6. Основа убежденности ..
Полипы толстой кишки ..
1. Узнавание ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Основной закон забывания и кривая забывания

Эббингауз, между прочим, приводит один очень интересный случай. Ему, будучи еще молодым исследователем, довелось выучить наизусть несколько куплетов стихотворения Байрона. Через 22 года, когда он вновь взялся за заучивание этих же

куплетов, оказалось, что он совершенно ничего не помнил, то есть не только не мог воспроизвести их, но они не показались ему даже знакомыми. Тем не менее, оказа .. читать далее




4. Другие факторы забывания

Разумеется, забывание происходит под влиянием времени, однако было бы ошибкой думать, что в данном случае само время, как таковое, имеет самостоятельное значение. Нет, оно воздействует своим содержанием, тем, что происходит в процессе его протекания. Следовательно, факторы забывания следует искать в этом содержании — как в его качественных особенностях, так и в условиях, в которых эти особеннос .. читать далее




5. Положительное влияние забывания

Забывание всегда переживается как проявление нашей слабости, нашего несовершенства. В некоторых случаях это переживание бывает даже болезненным. Иногда мы хотим что-то вспомнить, очень стараемся, но все усилия оказываются тщетными. Бывают случаи, что не только не припоминаются прочные знания и навыки, но и забывается очень важное задание или обещание. Это обстоятельство является помехой в жизни .. читать далее




Воспоминание 1. Воспоминание

Что такое воспоминание и чем отличается оно от других форм памяти? В общем об этом мы уже говорили выше. Но сейчас нам нужно детально познакомиться с данным понятием.

Рассмотрим какой-нибудь частный случай воспоминания: как-то мы ехали на машине за город, и вдруг мимо нас на большой скорости промелькнула другая машина. А через несколько минут мы увидели, что машина упала в обрыв и разбила .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100