:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

5. Положительное влияние забывания .. | 3. Зависимость воспоминания от насто .. | ПСИХОЛОГИЯ показаний .. | 2. Практическая значимость психологи .. | 3. Основные результаты психологии по .. |


4. Классификация Штумфа


Мнение о том, что содержание психической жизни человека проявляется в виде трех разновидностей психических явлений — чувств, ощущений и воли, представляет собой лишь одну точку зрения, не являющуюся единственной. Напротив, анализ нашего сознания, проводимый на основе исследований современной экспе-

риментальной психологии, доказывает не только возможность, но иногда и гораздо большую плодотворность классификации с иных аспектов. Наиболее явные и примечательные особенности психической действительности оказываются как раз за пределами данного подхода. Поэтому для их учета необходимо рассмотреть содержание нашего сознания и в другом аспекте.

Интересная попытка классификации психических переживаний с особой точки зрения предпринята Штумфом. По его мнению, всю сферу психических фактов можно разделить на четыре разные группы, первую из которых составляют явления, вторую — психические функции, третью — соотношения, а четвертую — образования психических функций.

Под явлениями Штумф подразумевает ощущения, включая пространственные и временные формы, и переживания боли и удовольствия, но эти последние не только как таковые, а вместе с их представлениями, то есть репродукцией. Зато психическими функциями он считал данность явлений и их соотношений, объединение их в комплексы; к психическим функциям им отнесены также образование понятий, радость и горе, любовь и ненависть, приятие и отвергание, усвоение и оценка. Согласно Штумфу, между этими двумя группами психических переживаний нет ничего общего ни логически, ни фактически; они представляют собой совершенно самостоятельные группы. В третью группу, как отмечалось, входят так называемые соотношения, то есть тождество, сходство и различие. И, наконец, четвертую группу составляют образования психических функций, то есть формы (очертания), понятия, ценности и цели.

Данная классификация Штумфа вызвала оживленный интерес, направив внимание исследователей особенно на вопрос «явлений» и «функций». В этом отношении значимость этой классификации бесспорна. Однако поскольку Штумф не считает в сущности явления — ощущения, чувства и их репродуктивные образы, то есть представления — психическими, постольку его классификация неприемлема. Психология изначально с особым вниманием исследовала именно эти процессы и немало преуспела в этом.

Зато несомненно, что наше сознание не исчерпывается только содержаниями (ощущения, представления и пр.), а содержит также и функции, или, как говорят теперь, акты, например мышление. В этом смысле классификация Штумфа безусловно заслуживает внимания.



Похожие по содержанию материалы:
Геморрой ..
7. Закон Йоста ..
1. Метафизическая психология ..
3. Основной закон забывания и кривая забывания ..
5. Положительное влияние забывания ..
3. Зависимость воспоминания от настоящего как один из его факторов ..
ПСИХОЛОГИЯ показаний ..
2. Практическая значимость психологии показаний ..
3. Основные результаты психологии показаний ..
2. Теория следа ..
5. Теория установки ..
Заболевания памяти 1. Гипермнезия ..
Онтогенетическое развитие памяти ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Феноменология забывания

Проблема забывания была одной из основных, исследование которой входило в круг самых ранних задач экспериментальной психологии памяти. Этот вопрос поставил еще Эббингауз; следует отметить, что он по существу решил его. Во всяком случае, современная экспериментальная психология по данному вопросу фактически все еще придерживается позиции Эббингауза, а вся последующая работа в этом направлении ес .. читать далее




3. Основной закон забывания и кривая забывания

Эббингауз, между прочим, приводит один очень интересный случай. Ему, будучи еще молодым исследователем, довелось выучить наизусть несколько куплетов стихотворения Байрона. Через 22 года, когда он вновь взялся за заучивание этих же

куплетов, оказалось, что он совершенно ничего не помнил, то есть не только не мог воспроизвести их, но они не показались ему даже знакомыми. Тем не менее, оказа .. читать далее




4. Другие факторы забывания

Разумеется, забывание происходит под влиянием времени, однако было бы ошибкой думать, что в данном случае само время, как таковое, имеет самостоятельное значение. Нет, оно воздействует своим содержанием, тем, что происходит в процессе его протекания. Следовательно, факторы забывания следует искать в этом содержании — как в его качественных особенностях, так и в условиях, в которых эти особеннос .. читать далее




5. Положительное влияние забывания

Забывание всегда переживается как проявление нашей слабости, нашего несовершенства. В некоторых случаях это переживание бывает даже болезненным. Иногда мы хотим что-то вспомнить, очень стараемся, но все усилия оказываются тщетными. Бывают случаи, что не только не припоминаются прочные знания и навыки, но и забывается очень важное задание или обещание. Это обстоятельство является помехой в жизни .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100