:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Запор .. | 2. Основа датирования воспоминаний .. | 5. Влияние переживания настоящего на .. | 1. Методы исследования .. | Анальный зуд .. |


1. Метафизическая психология


На начальном этапе научного мышления предметом психологии считалась душа. Атотель назвал свое основное психологическое исследование «Пери психе» («О душе»). Такое же положение сохраняется в средние века и в начале нового времени — психология считается наукой о душе. В течение веков это воззрение настолько упрочилось, что, к примеру, Гефдинг даже в нашем столетии счел возможным повторить: «Психология — это учение о душе; таково наиболее краткое определение, которое можно дать нашей науке».

Но неужели возможно на самом деле считать душу предметом психологии, как это представлялось на протяжении веков? Достаточно поставить этот вопрос, чтобы тотчас же почувствовать необходимость его отрицательного решения. И действительно, что в целом является наиболее характерным для современной науки с точки зрения нашей проблемы? Несомненно то, что она изучает ту или иную сферу или сторону действительности. Предметом научного исследования является действительность. Поэтому ни в одной из отраслей научного знания, будь то естественные или социальные науки, не встречаем такого, чтобы исследовательский процесс начинался без постановки и положительного решения вопроса о действительности предполагаемого предмета изучения.

Каждая наука изучает ту или иную сторону непосредственно данной действительности: физика — физической, химия — химической. Предмет любой науки с необходимостью предполагает непосредственную данность его действительности. Поэтому для признания души в качестве предмета научного исследования необходимо, чтобы ее действительность была дана непосредственно.

Но так ли это? Человек чувствует, рассуждает, представляет, стремится, тревожится, заботится. Существом, наделенным душой, мы считаем только того, кто способен испытывать это или нечто подобное. Подобные явления обычно называют душевными явлениями, полагая, что они имеются у человека благодаря душе. Эти переживания мы, разумеется, испытываем непосредственно. Следовательно, можно сказать, что душевные явления даются нам непосредственно.

Однако что касается самой души, то ведь она считается силой, порождающей эти переживания, а потому лишь подразумевается за непосредственно данной действительностью. Поэтому очевидно, что она лишена необходимого качества, пущего предмету любой другой науки, — данности в непосредственной действительности.

Отсюда бесспорно, что душа может быть предметом исследования не подлинно научного, а лишь выходящего за пределы эмпирической действительности и стремящегося проникнуть в метафизическую сферу. Следовательно, рассмотрение души в качестве предмета психологии характерно для так называемой «метафизической», а не научной психологии.



Похожие по содержанию материалы:
4. Темп заучивания ..
6. Закон «гиперфиксации» ..
Забывание 1. Два понятия забывания ..
2. Феноменология забывания ..
Запор ..
2. Основа датирования воспоминаний ..
5. Влияние переживания настоящего на прошлое ..
1. Методы исследования ..
Анальный зуд ..
Теории памяти 1. Два теоретических вопроса ..
4. Теория ассоциации ..
2. Теория непосредственности» в психологии ..
2. Гипомнезия ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


4. Классификация Штумфа

Мнение о том, что содержание психической жизни человека проявляется в виде трех разновидностей психических явлений — чувств, ощущений и воли, представляет собой лишь одну точку зрения, не являющуюся единственной. Напротив, анализ нашего сознания, проводимый на основе исследований современной экспе-

риментальной психологии, доказывает не только возможность, но иногда и гораздо большую плод .. читать далее




2. Феноменология забывания

Проблема забывания была одной из основных, исследование которой входило в круг самых ранних задач экспериментальной психологии памяти. Этот вопрос поставил еще Эббингауз; следует отметить, что он по существу решил его. Во всяком случае, современная экспериментальная психология по данному вопросу фактически все еще придерживается позиции Эббингауза, а вся последующая работа в этом направлении ес .. читать далее




3. Основной закон забывания и кривая забывания

Эббингауз, между прочим, приводит один очень интересный случай. Ему, будучи еще молодым исследователем, довелось выучить наизусть несколько куплетов стихотворения Байрона. Через 22 года, когда он вновь взялся за заучивание этих же

куплетов, оказалось, что он совершенно ничего не помнил, то есть не только не мог воспроизвести их, но они не показались ему даже знакомыми. Тем не менее, оказа .. читать далее




4. Другие факторы забывания

Разумеется, забывание происходит под влиянием времени, однако было бы ошибкой думать, что в данном случае само время, как таковое, имеет самостоятельное значение. Нет, оно воздействует своим содержанием, тем, что происходит в процессе его протекания. Следовательно, факторы забывания следует искать в этом содержании — как в его качественных особенностях, так и в условиях, в которых эти особеннос .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100