Забывание — факт несомненный. Далеко не все, что мы когда-то учили, остается в нашей памяти, ведь наизусть выучено так много стихотворений, грамматических правил или математических формул! Большая часть всего этого нами забыта. Разве все то, что мы, завершая обучение и готовясь к экзаменам, знали, обязательно помнится и сегодня? Разумеется, нет, причем отнюдь не случайно. Это — совершенно закономерное явление, свойственное любому человеку. Обучая детей в школе, нам заведомо известно, что в будущем многое забудется, да и должно забыться. Есть даже такие учебные дисциплины, которые изучаются годами, но представляют собой всего лишь подготовительную ступень для последующего изучения какого-либо другого предмета. Выполнив свою роль, то есть обеспечив почву для изучения второго предмета, они теряют всякий смысл, и многое из того, что входило в их содержание, должно быть забыто как совершенно излишнее и бесполезное. Можно сказать, что большая часть того, чему нас учили в школе — содержание уроков, которые мы учили ежедневно и хорошо знали на второй день, — нами забыта.
Какой вывод следует из этого? Неужели все это было бесплодной тратой времени и энергии? Неужели огромная энергия лучших лет молодости растрачена попусту! Разумеется, подобный вывод неправомерен. Если бы я не изучил в школе все то, что сейчас мною забыто, мог ли я быть точно таким же, как сейчас? Разве все это не принимало определенное участие в процессе моего развития, моего становления, в моей, так сказать, «истории»?
Каждый человек является продуктом своего прошлого, и постольку это прошлое существует до тех пор, пока существует сам человек. Следовательно, очевидно, что забывание отнюдь не означает полного прекращения действия прошлого в настоящем, то есть утрату всех достижений памяти. Забывание — это исчезновение того, что было сохранено в сознании в виде знаний или иных психических содержаний, забывание касается лишь сознания. Однако бесспорно и то, что память делает многое и вне сознания, и забывание может этого не касаться.
Во всяком случае, вышеотмеченные факты указывают на то, что понятие забывания имеет по крайней мере два совершенно различных смысла: исчезновение хранившихся в сознании впечатлений прошлого и исчезновение того, что было сохранено личностью из прошлого вне сознания.
Говоря выше о забывании, мы подразумевали первое значение данного понятия; в общем, понятие забывания обычно используется только в этом его значении.
На самом же деле понятие забывания может иметь и иное значение. Я могу не помнить ни одного из выученных в детстве стихотворений, быть не в состоянии продекламировать ни одно из них; следовательно, они мною совершенно забыты в обыч-
ном смысле этого слова. Но мы знаем, что процесс запоминания протекает следующим образом: запоминаемое впечатление воздействует на нас как на личность, вызывая ее определенную модификацию в виде соответствующей установки. Следовательно, мы имеем не только переживание данного впечатления в виде определенного феномена сознания, но и соответствующую ему установку как состояние субъекта. Переживание вне установки не возникает, поскольку оно всегда подразумевает субъекта, который его испытывает. Однако установка — это диспозиция, которая может существовать всегда, то есть всегда возможно, чтобы субъект развернул свою активность в направлении данной установки. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют следующие экспериментальные данные. Установка, созданная во время гипнотического сна, действует и после пробуждения, несмотря на полную постгипнотическую амнезию субъекта, то есть на уровне сознания он ничего не помнит о тех впечатлениях, под воздействием которых у него возникла данная установка.
Следовательно, я могу совершенно не помнить выученное в детстве стихотворение, в сознании от него ничего не осталось, но созданная под его воздействием установка как диспозиция в том или ином виде сохраняется, то есть до тех пор, пока моя личность остается неизменной, возможность актуализации этой установки, развертывания поведения в ее направлении не исключена. Представим себе, что личность существенно, полностью изменилась, как это происходит в некоторых патологических случаях. Тогда, разумеется, говорить о прежней личности и, соответственно, ее установках нельзя. В таком случае мы вновь имеем дело с забыванием, но теперь уже во втором значении этого слова, то есть не только с забыванием как исчезновением определенного содержания сознания, но и с забыванием, как полным исчезновением прежней установки.
Однако происходят и несущественные изменения личности; например, человек в детские годы и в период полного созревания совершенно различен, поэтому, казалось бы, можно с уверенностью говорить об исчезновении приобретенных в детстве установок. Но достаточно человеку по старости или какой-либо иной причине «впасть в детство», как у него вновь всплывают старые установки, а на их основе могут возвратиться старые воспоминания: известно, что переживания детских лет, совершенно забытые взрослыми, в старости всплывают вновь.
С учетом и этого второго значения забывания никак нельзя сказать, что мы напрасно тратили время и энергию в школе. Тот факт, что мы не может репродуцировать выученный в детстве материал, совершенно не означает, что у нас от него ничего не осталось, так как наше Я, наша личность со всеми ее установками, на основе которых в общем развертывается наша активность, продолжает существовать! Ведь по существу как обучение в целом, так и каждый его отдельный акт — скажем, заучивание наизусть того или иного стихотворения — подразумевали и подразумевают именно развитие личности, становление ее определенной структуры. Мы учим стихотворение вовсе не для того, чтобы помнить его вечно, а потому, что его заучивание имеет воспитательное значение — это способствует возникновению у нас определенной установки, долженствующей стать одним из элементов нашей личности. И когда цель, которую преследовало заучивание стихотворения, достигнута, то уже не нужно помнить его наизусть, и потому оно должно быть забыто.
Таким образом, забывание бывает двояким: забывание знания как содержания сознания и «забывание» установок, сформированных у личности под воздействием прошлых впечатлений. Имеющиеся в психологической литературе данные касаются только первого понятия забывания, являющегося предметом интенсивных экспериментальных исследований вплоть до сегодняшнего дня.