:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Другие факторы забывания .. | Воспоминание 1. Воспоминание .. | 4. Объективное и субъективное прошло .. | Опосредованный характер психических .. | 44. Растягивайте свои мышцы .. |


Забывание 1. Два понятия забывания


Забывание — факт несомненный. Далеко не все, что мы когда-то учили, остается в нашей памяти, ведь наизусть выучено так много стихотворений, грамматических правил или математических формул! Большая часть всего этого нами забыта. Разве все то, что мы, завершая обучение и готовясь к экзаменам, знали, обязательно помнится и сегодня? Разумеется, нет, причем отнюдь не случайно. Это — совершенно закономерное явление, свойственное любому человеку. Обучая детей в школе, нам заведомо известно, что в будущем многое забудется, да и должно забыться. Есть даже такие учебные дисциплины, которые изучаются годами, но представляют собой всего лишь подготовительную ступень для последующего изучения какого-либо другого предмета. Выполнив свою роль, то есть обеспечив почву для изучения второго предмета, они теряют всякий смысл, и многое из того, что входило в их содержание, должно быть забыто как совершенно излишнее и бесполезное. Можно сказать, что большая часть того, чему нас учили в школе — содержание уроков, которые мы учили ежедневно и хорошо знали на второй день, — нами забыта.

Какой вывод следует из этого? Неужели все это было бесплодной тратой времени и энергии? Неужели огромная энергия лучших лет молодости растрачена попусту! Разумеется, подобный вывод неправомерен. Если бы я не изучил в школе все то, что сейчас мною забыто, мог ли я быть точно таким же, как сейчас? Разве все это не принимало определенное участие в процессе моего развития, моего становления, в моей, так сказать, «истории»?

Каждый человек является продуктом своего прошлого, и постольку это прошлое существует до тех пор, пока существует сам человек. Следовательно, очевидно, что забывание отнюдь не означает полного прекращения действия прошлого в настоящем, то есть утрату всех достижений памяти. Забывание — это исчезновение того, что было сохранено в сознании в виде знаний или иных психических содержаний, забывание касается лишь сознания. Однако бесспорно и то, что память делает многое и вне сознания, и забывание может этого не касаться.

Во всяком случае, вышеотмеченные факты указывают на то, что понятие забывания имеет по крайней мере два совершенно различных смысла: исчезновение хранившихся в сознании впечатлений прошлого и исчезновение того, что было сохранено личностью из прошлого вне сознания.

Говоря выше о забывании, мы подразумевали первое значение данного понятия; в общем, понятие забывания обычно используется только в этом его значении.

На самом же деле понятие забывания может иметь и иное значение. Я могу не помнить ни одного из выученных в детстве стихотворений, быть не в состоянии продекламировать ни одно из них; следовательно, они мною совершенно забыты в обыч-

ном смысле этого слова. Но мы знаем, что процесс запоминания протекает следующим образом: запоминаемое впечатление воздействует на нас как на личность, вызывая ее определенную модификацию в виде соответствующей установки. Следовательно, мы имеем не только переживание данного впечатления в виде определенного феномена сознания, но и соответствующую ему установку как состояние субъекта. Переживание вне установки не возникает, поскольку оно всегда подразумевает субъекта, который его испытывает. Однако установка — это диспозиция, которая может существовать всегда, то есть всегда возможно, чтобы субъект развернул свою активность в направлении данной установки. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют следующие экспериментальные данные. Установка, созданная во время гипнотического сна, действует и после пробуждения, несмотря на полную постгипнотическую амнезию субъекта, то есть на уровне сознания он ничего не помнит о тех впечатлениях, под воздействием которых у него возникла данная установка.

Следовательно, я могу совершенно не помнить выученное в детстве стихотворение, в сознании от него ничего не осталось, но созданная под его воздействием установка как диспозиция в том или ином виде сохраняется, то есть до тех пор, пока моя личность остается неизменной, возможность актуализации этой установки, развертывания поведения в ее направлении не исключена. Представим себе, что личность существенно, полностью изменилась, как это происходит в некоторых патологических случаях. Тогда, разумеется, говорить о прежней личности и, соответственно, ее установках нельзя. В таком случае мы вновь имеем дело с забыванием, но теперь уже во втором значении этого слова, то есть не только с забыванием как исчезновением определенного содержания сознания, но и с забыванием, как полным исчезновением прежней установки.

Однако происходят и несущественные изменения личности; например, человек в детские годы и в период полного созревания совершенно различен, поэтому, казалось бы, можно с уверенностью говорить об исчезновении приобретенных в детстве установок. Но достаточно человеку по старости или какой-либо иной причине «впасть в детство», как у него вновь всплывают старые установки, а на их основе могут возвратиться старые воспоминания: известно, что переживания детских лет, совершенно забытые взрослыми, в старости всплывают вновь.

С учетом и этого второго значения забывания никак нельзя сказать, что мы напрасно тратили время и энергию в школе. Тот факт, что мы не может репродуцировать выученный в детстве материал, совершенно не означает, что у нас от него ничего не осталось, так как наше Я, наша личность со всеми ее установками, на основе которых в общем развертывается наша активность, продолжает существовать! Ведь по существу как обучение в целом, так и каждый его отдельный акт — скажем, заучивание наизусть того или иного стихотворения — подразумевали и подразумевают именно развитие личности, становление ее определенной структуры. Мы учим стихотворение вовсе не для того, чтобы помнить его вечно, а потому, что его заучивание имеет воспитательное значение — это способствует возникновению у нас определенной установки, долженствующей стать одним из элементов нашей личности. И когда цель, которую преследовало заучивание стихотворения, достигнута, то уже не нужно помнить его наизусть, и потому оно должно быть забыто.

Таким образом, забывание бывает двояким: забывание знания как содержания сознания и «забывание» установок, сформированных у личности под воздействием прошлых впечатлений. Имеющиеся в психологической литературе данные касаются только первого понятия забывания, являющегося предметом интенсивных экспериментальных исследований вплоть до сегодняшнего дня.



Похожие по содержанию материалы:
3. Закон гештальтизации ..
5. Закон месторасположения повторения ..
8. Закон заучивания целиком ..
4. Классификация Штумфа ..
4. Другие факторы забывания ..
Воспоминание 1. Воспоминание ..
4. Объективное и субъективное прошлое ..
Опосредованный характер психических процессов.1. Непосредственность воздействия физического на физич ..
44. Растягивайте свои мышцы ..
4. Факторы ошибок ..
3. Теория Мюллера ..
6. Основа убежденности ..
Полипы толстой кишки ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


1. Метафизическая психология

На начальном этапе научного мышления предметом психологии считалась душа. Атотель назвал свое основное психологическое исследование «Пери психе» («О душе»). Такое же положение сохраняется в средние века и в начале нового времени — психология считается наукой о душе. В течение веков это воззрение настолько упрочилось, что, к примеру, Гефдинг даже в нашем столетии счел возможным повторить: «Психо .. читать далее




4. Классификация Штумфа

Мнение о том, что содержание психической жизни человека проявляется в виде трех разновидностей психических явлений — чувств, ощущений и воли, представляет собой лишь одну точку зрения, не являющуюся единственной. Напротив, анализ нашего сознания, проводимый на основе исследований современной экспе-

риментальной психологии, доказывает не только возможность, но иногда и гораздо большую плод .. читать далее




2. Феноменология забывания

Проблема забывания была одной из основных, исследование которой входило в круг самых ранних задач экспериментальной психологии памяти. Этот вопрос поставил еще Эббингауз; следует отметить, что он по существу решил его. Во всяком случае, современная экспериментальная психология по данному вопросу фактически все еще придерживается позиции Эббингауза, а вся последующая работа в этом направлении ес .. читать далее




3. Основной закон забывания и кривая забывания

Эббингауз, между прочим, приводит один очень интересный случай. Ему, будучи еще молодым исследователем, довелось выучить наизусть несколько куплетов стихотворения Байрона. Через 22 года, когда он вновь взялся за заучивание этих же

куплетов, оказалось, что он совершенно ничего не помнил, то есть не только не мог воспроизвести их, но они не показались ему даже знакомыми. Тем не менее, оказа .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100