:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

6. Закон «гиперфиксации» .. | Забывание 1. Два понятия забывания .. | 2. Феноменология забывания .. | Запор .. | 2. Основа датирования воспоминаний .. |


>«Законы» заучивания 1. Закон месторасположения запоминаемой единицы в ряду


В свое время еще Эббингауз обратил внимание на то, что на скорость запоминания заметное влияние оказывает место, занимаемое тем или иным элементом в серии запоминаемого материала. Как правило, подтверждается, что преимущественными являются первое и последнее места в серии. Эта закономерность, впервые выявленная при использовании метода Эббингауза, была проверена и другими методами, причем подтвердилась как в случае бессмысленных слогов, так и цифр (Робинзон и Браун).

Согласно Пьерону, аналогичная закономерность действует и в случае запоминания слов. Однако здесь отмечаются и определенные отклонения. Трудно найти осмысленные слова, полностью лишенные аффективного значения. А данное обстоятельство, как это подтвердило специальное исследование Смита, оказывает несомненное влияние на плодотворность запоминания; в частности, слова с аффективным содержанием либо содействуют, либо препятствуют ему. По Смиту, например, оказалось, что среди слов, лучше всего запоминаемых испытуемыми, особое место занимают слова с сексуальным значением (любовь, поцелуй и др.). Согласно наблюдению Пьерона, под влиянием данного нового фактора закон месторасположения иногда нарушается, а именно: слово с особым аффективным смыслом, даже если оно расположено в середине серии, запоминается человеком лучше, нежели индифферентные слова, предъявленные в начале или конце ряда. Тем не менее, как видно из приведенных ниже данных, результаты Пьерона в общем свидетельствуют в пользу этого закона.

Однако встречаются и такие случаи, когда данный закон как будто совершенно не действует. Например, согласно исследованию Дроба, предлагавшего своим испытуемым для запоминания картинки, гораздо лучше запоминалась не первая, а третья и четвертая картинки. Как видно, важное значение имеет содержание, которое, конечно, фактор месторасположения не может полностью затенить. Поэтому данный закон остается в силе лишь тогда, когда элементы запоминаемого материала при всех прочих равных условиях отличаются друг от друга только расположением. Поэтому понятно, почему этот закон выявился именно в случае использования метода бессмысленных слогов.



Похожие по содержанию материалы:
Факторы скорости заучивания 1. Воля ..
4. Сенсорный фактор ..
>«Законы» заучивания 1. Закон месторасположения запоминаемой единицы в ряду ..
4. Темп заучивания ..
6. Закон «гиперфиксации» ..
Забывание 1. Два понятия забывания ..
2. Феноменология забывания ..
Запор ..
2. Основа датирования воспоминаний ..
5. Влияние переживания настоящего на прошлое ..
1. Методы исследования ..
Анальный зуд ..
Теории памяти 1. Два теоретических вопроса ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Закон Фуко

На легкость запоминания влияет, разумеется, и объем материала. Известно, что чем больше объем запоминаемого материала, тем труднее его запомнить. Однако данная зависимость не является прямо пропорциональной; в частности, человек с одного прочтения запоминает шестичленный ряд бессмысленных слогов, однако для запоминания ряда из 12 членов ему нужно прочесть их не два раза, а 10—12 раз; ряд, состо .. читать далее




3. Закон гештальтизации

Когда испытуемым предлагается запомнить материал достаточно большого объема, они пытаются упростить его, чтобы таким образом облегчить запоминание. Главный прием, к которому они в этом случае прибегают, состоит в объединении отдельных элементов серии с целью получения более сложных единиц — так называемых «комплексов» (Г. Мюллер). В результате использования этого метода серия разбивается на мен .. читать далее




4. Темп заучивания

С вышеотмеченным тесно увязан вопрос о темпе заучивания, то есть о том, что с точки зрения максимизации запоминания дает лучший результат — быстрое или медленное прочтение? Эббингауз в результате своих опытов пришел к выводу, что при заучивании наизусть, например, стихотворения быстрый темп приносит лучший результат, нежели относительно медленный.

Однако не вызывает сомнения и то, что тем .. читать далее




5. Закон месторасположения повторения

В случае, когда объем запоминаемого материала превышает определенную величину, для его заучивания становится необходимым повторение.

Выше мы уже отметили, что мнемическое значение каждого отдельного повторения зависит от объема материала: шестичленный ряд бессмысленных слогов запоминается с одного прочтения, но на запоминание ряда из 12 членов требуется не два, а 10—12 повторений. Естеств .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100