Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
6. Закон «гиперфиксации» .. | Забывание 1. Два понятия забывания .. | 2. Феноменология забывания .. | Запор .. | 2. Основа датирования воспоминаний .. |
>«Законы» заучивания 1. Закон месторасположения запоминаемой единицы в ряду
В свое время еще Эббингауз обратил внимание на то, что на скорость запоминания заметное влияние оказывает место, занимаемое тем или иным элементом в серии запоминаемого материала. Как правило, подтверждается, что преимущественными являются первое и последнее места в серии. Эта закономерность, впервые выявленная при использовании метода Эббингауза, была проверена и другими методами, причем подтвердилась как в случае бессмысленных слогов, так и цифр (Робинзон и Браун). Согласно Пьерону, аналогичная закономерность действует и в случае запоминания слов. Однако здесь отмечаются и определенные отклонения. Трудно найти осмысленные слова, полностью лишенные аффективного значения. А данное обстоятельство, как это подтвердило специальное исследование Смита, оказывает несомненное влияние на плодотворность запоминания; в частности, слова с аффективным содержанием либо содействуют, либо препятствуют ему. По Смиту, например, оказалось, что среди слов, лучше всего запоминаемых испытуемыми, особое место занимают слова с сексуальным значением (любовь, поцелуй и др.). Согласно наблюдению Пьерона, под влиянием данного нового фактора закон месторасположения иногда нарушается, а именно: слово с особым аффективным смыслом, даже если оно расположено в середине серии, запоминается человеком лучше, нежели индифферентные слова, предъявленные в начале или конце ряда. Тем не менее, как видно из приведенных ниже данных, результаты Пьерона в общем свидетельствуют в пользу этого закона. Однако встречаются и такие случаи, когда данный закон как будто совершенно не действует. Например, согласно исследованию Дроба, предлагавшего своим испытуемым для запоминания картинки, гораздо лучше запоминалась не первая, а третья и четвертая картинки. Как видно, важное значение имеет содержание, которое, конечно, фактор месторасположения не может полностью затенить. Поэтому данный закон остается в силе лишь тогда, когда элементы запоминаемого материала при всех прочих равных условиях отличаются друг от друга только расположением. Поэтому понятно, почему этот закон выявился именно в случае использования метода бессмысленных слогов.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
2. Закон Фуко
На легкость запоминания влияет, разумеется, и объем материала. Известно, что чем больше объем запоминаемого материала, тем труднее его запомнить. Однако данная зависимость не является прямо пропорциональной; в частности, человек с одного прочтения запоминает шестичленный ряд бессмысленных слогов, однако для запоминания ряда из 12 членов ему нужно прочесть их не два раза, а 10—12 раз; ряд, состо .. читать далее
3. Закон гештальтизации
Когда испытуемым предлагается запомнить материал достаточно большого объема, они пытаются упростить его, чтобы таким образом облегчить запоминание. Главный прием, к которому они в этом случае прибегают, состоит в объединении отдельных элементов серии с целью получения более сложных единиц — так называемых «комплексов» (Г. Мюллер). В результате использования этого метода серия разбивается на мен .. читать далее
4. Темп заучивания
С вышеотмеченным тесно увязан вопрос о темпе заучивания, то есть о том, что с точки зрения максимизации запоминания дает лучший результат — быстрое или медленное прочтение? Эббингауз в результате своих опытов пришел к выводу, что при заучивании наизусть, например, стихотворения быстрый темп приносит лучший результат, нежели относительно медленный. Однако не вызывает сомнения и то, что тем .. читать далее
5. Закон месторасположения повторения
В случае, когда объем запоминаемого материала превышает определенную величину, для его заучивания становится необходимым повторение. Выше мы уже отметили, что мнемическое значение каждого отдельного повторения зависит от объема материала: шестичленный ряд бессмысленных слогов запоминается с одного прочтения, но на запоминание ряда из 12 членов требуется не два, а 10—12 повторений. Естеств .. читать далее
|