:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Закон Фуко .. | Геморрой .. | 7. Закон Йоста .. | 1. Метафизическая психология .. | 3. Основной закон забывания и кривая .. |


2. Интерес


Второй фактор, всегда упоминаемый в данном случае, это, несомненно, интерес. То, что интерес в общем представляет собой один из основных факторов учения, сомнению не подлежит. Более того, именно то обстоятельство, что в нем наряду с волей основополагающую роль выполняет интерес, делает учение психологически своеобразной, самостоятельной формой поведения. Источником энергии учения является не только осознание важности цели, но и, наряду с этим, внутреннее стремление, внутренняя склонность, интерес, без которого любого рода учение имело бы вид принудительного труда.

Интерес, в частности, участвует и в процессе заучивания, однако он, разумеется, не может полностью заменить волю, то есть сделать фактор волевого усилия излишним. Интерес представляет собой фактор заучивания лишь наряду с волей. Это вполне понятно, поскольку любое учение, безусловно, носит более или менее систематический характер, тогда как интерес как субъективная склонность имеет скорее случайную природу. А потому невозможно, чтобы интерес путствовал во всех моментах обучения. Думается, что для осуществления цели обучения субъекту приходится делать и нечто такое, что может не только не входить в сферу актуального интереса, но и противоречить ему. Тем не менее, интерес — важный фактор учения.

Чем же обусловлена такая роль интереса? Безусловно, только одним — он облегчает приложение волевых усилий и, стало быть, задействование произвольной памяти. Дело в том, что ребенку, например, очень трудно сосредоточиться в течение длительного времени на математической задаче, ему для этого не хватает силы воли. Но достаточно ребенку заинтересоваться этой задачей, и ему становится относительно легче мобилизовать свою энергию в данном направлении, поскольку теперь уже приходится преодолевать меньше трудностей, чем тогда, когда само дело его совершенно не привлекает.

В результате исследования методом бессмысленных слогов выяснилось, между прочим, и то, что интерес как фактор заучивания в некоторых случаях проявляется и здесь. Во-первых, стимулом заучивания наизусть совершенно неинтересного самого по себе материала, бессмысленных слогов, служит соревновательный интерес, который может действовать в двух направлениях. С одной стороны, это — соревнование с другими испытуемыми, когда желание не отстать от других, не оказаться хуже них и, по возможности, выйти победителем увеличивает силы каждого испытуемого. С другой стороны, были выявлены случаи, когда испытуемый как бы соревнуется с самим собой, стремясь со временем запомнить все больше и больше. И, наконец, случается и так, что испытуемого интересует сам процесс заучивания бессмысленного материала, сам процесс учения. Во всех этих случаях обучение заметно облегчается, протекая быстрее и плодотворнее. Как видим, в данном случае сам заучиваемый материал не имеет никакого значения. Здесь мы имеем дело с проявлением чисто формального интереса.

Но оказалось, что подобный интерес, как чисто формальный, особой ценности не имеет, поскольку соревнование с другими или с самим собой дает немного, если оно носит лишь спортивный характер и служит только целям проявления собственных сил, собственных возможностей, то есть действительно является именно формальным интересом. Результат оказывается гораздо более эффективен, а волевые усилия — намного интенсивнее в случае, когда соревновательный интерес обусловлен не просто намерением проявить чисто индивидуальные возможности, а более широкими, более общими целями.

Особенно важен содержательный интерес. Он необыкновенно облегчает процесс систематического обучения, если этот последний касается тех содержаний, по отношению к которым субъект проявляет особый интерес; например, известно, что математик легко запоминает математический материал, а биолог — биологический. Штерн приводит пример дирижера, помнящего наизусть всю партитуру концерта. В таком случае, происходит, по существу, не заучивание материала наизусть, а его внутренняя переработка, после чего он превращается в достояние личности.

Разумеется, педагогическое значение содержательного интереса сомнения не вызывает — он безусловно представляет собой один из важнейших факторов настоящего обучения, настоящего образования.

По-видимому, положительному действию интереса на процесс запоминания должно способствовать и то обстоятельство, что интерес связан с приятными эмоциями, ведь всем прекрасно известно, что заниматься интересным делом приятно. По данным экспериментального исследования Франка, на процесс запоминания приятный запах влияет положительно, а неприятный — отрицательно. Как отмечает Пье-рон, этот факт находится в соответствии с известным наблюдением, согласно которому интенсивные неприятные эмоции не только мешают запоминанию нового, но и вызывают даже так называемую «ретроактную амнезию», то есть человек забывает и то, что до тех пор хорошо помнил.



Похожие по содержанию материалы:
Формы активной памяти 1. Произвольная память ..
Учение 1. Понятие учения ..
2. Интерес ..
3. Попытки классификации элементарных процессов ..
2. Закон Фуко ..
Геморрой ..
7. Закон Йоста ..
1. Метафизическая психология ..
3. Основной закон забывания и кривая забывания ..
5. Положительное влияние забывания ..
3. Зависимость воспоминания от настоящего как один из его факторов ..
ПСИХОЛОГИЯ показаний ..
2. Практическая значимость психологии показаний ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Физиологический фактор

Одним из факторов запоминания считаются и диспозиции чисто физиологического характера. Замечено, что запоминание в определенные утренние часы протекает плодотворнее, нежели в другое время. Причина этого может быть в том, что в разное время суток физиологические диспозиции находятся в различном состоянии (Пьерон).

Однако это имеет глубоко индивидуальный характер; для некоторых оптим .. читать далее




4. Сенсорный фактор

Для запоминания довольно большое значение имеет и то, какого рода сенсорный материал должен быть запомнен, то есть сенсорные аппараты какой модальности участвуют в работе.

Наблюдения показывают, что одни легче запоминают зрительный материал, вторые — акустический, третьи же — моторный. Это хорошо показывает и метод, каким каждый из нас заучивает материал наизусть: одни предпочитают читать .. читать далее




3. Попытки классификации элементарных процессов

Однако психологический анализ не может остановиться на грубой дифференциации лишь тех форм переживания, наличие которых зримо подтверждает протекание психической жизни. Необходим дальнейший анализ этих сложных форм для обнаружения их первичных элементов, ведь вполне может оказаться, что эти первичные элементы, из которых строятся познавательные, эмоциональные и волевые феномены, совершенно не о .. читать далее




5. Интеллектуальный фактор

Одним из важнейших факторов произвольной памяти является, конечно же, и интеллект. Уже то обстоятельство, что настоящее произвольное поведение невозможно вне существенного участия интеллекта, свидетельствует о бесспорности данного положения.

Однако интеллект оказывает зримое влияние на протекание запоминания и без этого. Что дает обучение? Что нам дает учение? Что мы благодаря ему .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100