Второй фактор, всегда упоминаемый в данном случае, это, несомненно, интерес. То, что интерес в общем представляет собой один из основных факторов учения, сомнению не подлежит. Более того, именно то обстоятельство, что в нем наряду с волей основополагающую роль выполняет интерес, делает учение психологически своеобразной, самостоятельной формой поведения. Источником энергии учения является не только осознание важности цели, но и, наряду с этим, внутреннее стремление, внутренняя склонность, интерес, без которого любого рода учение имело бы вид принудительного труда.
Интерес, в частности, участвует и в процессе заучивания, однако он, разумеется, не может полностью заменить волю, то есть сделать фактор волевого усилия излишним. Интерес представляет собой фактор заучивания лишь наряду с волей. Это вполне понятно, поскольку любое учение, безусловно, носит более или менее систематический характер, тогда как интерес как субъективная склонность имеет скорее случайную природу. А потому невозможно, чтобы интерес путствовал во всех моментах обучения. Думается, что для осуществления цели обучения субъекту приходится делать и нечто такое, что может не только не входить в сферу актуального интереса, но и противоречить ему. Тем не менее, интерес — важный фактор учения.
Чем же обусловлена такая роль интереса? Безусловно, только одним — он облегчает приложение волевых усилий и, стало быть, задействование произвольной памяти. Дело в том, что ребенку, например, очень трудно сосредоточиться в течение длительного времени на математической задаче, ему для этого не хватает силы воли. Но достаточно ребенку заинтересоваться этой задачей, и ему становится относительно легче мобилизовать свою энергию в данном направлении, поскольку теперь уже приходится преодолевать меньше трудностей, чем тогда, когда само дело его совершенно не привлекает.
В результате исследования методом бессмысленных слогов выяснилось, между прочим, и то, что интерес как фактор заучивания в некоторых случаях проявляется и здесь. Во-первых, стимулом заучивания наизусть совершенно неинтересного самого по себе материала, бессмысленных слогов, служит соревновательный интерес, который может действовать в двух направлениях. С одной стороны, это — соревнование с другими испытуемыми, когда желание не отстать от других, не оказаться хуже них и, по возможности, выйти победителем увеличивает силы каждого испытуемого. С другой стороны, были выявлены случаи, когда испытуемый как бы соревнуется с самим собой, стремясь со временем запомнить все больше и больше. И, наконец, случается и так, что испытуемого интересует сам процесс заучивания бессмысленного материала, сам процесс учения. Во всех этих случаях обучение заметно облегчается, протекая быстрее и плодотворнее. Как видим, в данном случае сам заучиваемый материал не имеет никакого значения. Здесь мы имеем дело с проявлением чисто формального интереса.
Но оказалось, что подобный интерес, как чисто формальный, особой ценности не имеет, поскольку соревнование с другими или с самим собой дает немного, если оно носит лишь спортивный характер и служит только целям проявления собственных сил, собственных возможностей, то есть действительно является именно формальным интересом. Результат оказывается гораздо более эффективен, а волевые усилия — намного интенсивнее в случае, когда соревновательный интерес обусловлен не просто намерением проявить чисто индивидуальные возможности, а более широкими, более общими целями.
Особенно важен содержательный интерес. Он необыкновенно облегчает процесс систематического обучения, если этот последний касается тех содержаний, по отношению к которым субъект проявляет особый интерес; например, известно, что математик легко запоминает математический материал, а биолог — биологический. Штерн приводит пример дирижера, помнящего наизусть всю партитуру концерта. В таком случае, происходит, по существу, не заучивание материала наизусть, а его внутренняя переработка, после чего он превращается в достояние личности.
Разумеется, педагогическое значение содержательного интереса сомнения не вызывает — он безусловно представляет собой один из важнейших факторов настоящего обучения, настоящего образования.
По-видимому, положительному действию интереса на процесс запоминания должно способствовать и то обстоятельство, что интерес связан с приятными эмоциями, ведь всем прекрасно известно, что заниматься интересным делом приятно. По данным экспериментального исследования Франка, на процесс запоминания приятный запах влияет положительно, а неприятный — отрицательно. Как отмечает Пье-рон, этот факт находится в соответствии с известным наблюдением, согласно которому интенсивные неприятные эмоции не только мешают запоминанию нового, но и вызывают даже так называемую «ретроактную амнезию», то есть человек забывает и то, что до тех пор хорошо помнил.