:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

>«Законы» заучивания 1. Закон местор .. | 4. Темп заучивания .. | 6. Закон «гиперфиксации» .. | Забывание 1. Два понятия забывания .. | 2. Феноменология забывания .. |


Факторы скорости заучивания 1. Воля


Само собой разумеется, что особое влияние на скорость заучивания должна оказывать воля. Как известно, заучивание по своей сути является произвольным процессом, а потому очевидно, что слабость воли должна препятствовать протеканию процесса заучивания.

Исследованиями американских и английских психологов экспериментально установлено, что «случайная память», в случае которой говорить о предварительном намерении не приходится, при всех прочих равных условиях является гораздо более слабой, чем те формы памяти, в которых участвует намерение запомнить. Помимо этого, известно, что ребенок запоминает медленнее, чем взрослый, хотя гораздо на более длительное время. Данный факт, несомненно, объясняется недостаточным развитием воли.

За счет чего воля достигает подобного эффекта? Во-первых, заучивание подразумевает продолжительную остановку на одном и том же материале, так как запомнить предъявленный экспериментальный материал одним прочтением не удается, поэтому приходится его повторять неоднократно. Но откуда может исходить импульс повторения? Сам материал, разумеется, непосредственно такого импульса не содержит, поскольку субъектом движет потребность не в самом повторении, как таковом, а в том, что достигается путем этих повторений. Импульс может исходить только лишь из намерения заучивания.

Следовательно, воля — единственный источник, позволяющий субъекту выполнять само по себе совершенно неинтересное дело, а именно — многократно повторять один и тот же материал.

Особенно примечательно то, что повторение по своей сути, как это экспериментально установлено исследованиями школы Левина, представляет собой сильнейший фактор насыщения, противостоять которому может только сила воли.

Помимо этого, заучивание определенного материала происходит особенно успешно и быстро только тогда, когда человек по своему усмотрению и по мере надобности способен приложить максимум энергии; в нашем случае — тогда, когда ему нужно заучить определенный материал. Обычно процесс учения организован таким образом, что подразумевает работу в определенном направлении в течение какого-то времени; а поскольку возможность этого обеспечивает воля, то очевидно, что она и является первостепенным фактором учения.



Похожие по содержанию материалы:
9. Вопрос точности репродукции ..
2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти ..
Факторы скорости заучивания 1. Воля ..
4. Сенсорный фактор ..
>«Законы» заучивания 1. Закон месторасположения запоминаемой единицы в ряду ..
4. Темп заучивания ..
6. Закон «гиперфиксации» ..
Забывание 1. Два понятия забывания ..
2. Феноменология забывания ..
Запор ..
2. Основа датирования воспоминаний ..
5. Влияние переживания настоящего на прошлое ..
1. Методы исследования ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Интерес

Второй фактор, всегда упоминаемый в данном случае, это, несомненно, интерес. То, что интерес в общем представляет собой один из основных факторов учения, сомнению не подлежит. Более того, именно то обстоятельство, что в нем наряду с волей основополагающую роль выполняет интерес, делает учение психологически своеобразной, самостоятельной формой поведения. Источником энергии учения являетс .. читать далее




3. Физиологический фактор

Одним из факторов запоминания считаются и диспозиции чисто физиологического характера. Замечено, что запоминание в определенные утренние часы протекает плодотворнее, нежели в другое время. Причина этого может быть в том, что в разное время суток физиологические диспозиции находятся в различном состоянии (Пьерон).

Однако это имеет глубоко индивидуальный характер; для некоторых оптим .. читать далее




4. Сенсорный фактор

Для запоминания довольно большое значение имеет и то, какого рода сенсорный материал должен быть запомнен, то есть сенсорные аппараты какой модальности участвуют в работе.

Наблюдения показывают, что одни легче запоминают зрительный материал, вторые — акустический, третьи же — моторный. Это хорошо показывает и метод, каким каждый из нас заучивает материал наизусть: одни предпочитают читать .. читать далее




3. Попытки классификации элементарных процессов

Однако психологический анализ не может остановиться на грубой дифференциации лишь тех форм переживания, наличие которых зримо подтверждает протекание психической жизни. Необходим дальнейший анализ этих сложных форм для обнаружения их первичных элементов, ведь вполне может оказаться, что эти первичные элементы, из которых строятся познавательные, эмоциональные и волевые феномены, совершенно не о .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100