:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Сенсорный фактор .. | >«Законы» заучивания 1. Закон местор .. | 4. Темп заучивания .. | 6. Закон «гиперфиксации» .. | Забывание 1. Два понятия забывания .. |


Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза


Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Эббингаузом (1885). Влияние Эббингауза оказалось настолько сильным, что экспериментальная психология памяти, по существу, и сегодня продолжает оставаться на позициях Эббингауза. Однако достаточно окинуть взглядом нынешнее положение в этой сфере, чтобы убедиться, что в данном случае по сути речь идет лишь об одной из форм памяти, а не памяти в целом. Для того, чтобы выяснить, о какой форме памяти здесь идет речь, необходимо вкратце ознакомиться с экспериментальной методикой Эббингауза.

По данной методике основное значение имеет выбор материала для запоминания. По различным соображениям Эббингауз использовал бессмысленный материал. В частности, это, во-первых, позволяло обеспечить одинаково индифферентное отношение испытуемых к запоминаемому материалу. Дело в том, что человеку в своей жизни приходится сталкиваться только с осмысленным материалом, а поскольку каждый из нас имеет отличный от других, свой собственный опыт, невозможно подобрать такой осмысленный материал, чтобы он был бы одинаково незнакомым для всех, а потому был одинаково труден для запоминания. Что касается запоминания бессмысленного материала, то такой опыт у нас, как правило, отсутствует. Поэтому, думается, нетрудно составить бессмысленный материал так, чтобы он был однако легко или трудно запоминаем для всех испытуемых. Наряду с этим подобный материал можно составить в любом количестве, что, конечно, также немаловажно для экспериментатора. И, наконец, поскольку речь идет о бессмысленном материале, ничто не мешает каждому его элементу придать вид по-настоящему отдельной единицы, то есть подобрать элементы бессмысленного материала так, чтобы трудность их запоминания была бы одинаковой.

По вышеизложенным соображениям Эббингауз считал бессмысленный материал наиболее подходящим экспериментальным материалом для изучения памяти. Эббингауз составлял такой материал в соответствии с определенным принципом, в частности, каждое бессмысленное слово состояло из трех букв — одной гласной, расположенной между двумя согласными, то есть это было слово с одним слогом. Оно не должно напоминать ни одно знакомое слово; например, слог «бан» для русскоязычного испытуемого не годится, так как напоминает слова «баня» или «банк». Можно составить множество таких бессмысленных «слов», а что самое главное — каждое из них действительно можно считать единицей.

В соответствии с методом Эббингауза, испытуемые должны запомнить этот материал. Материал, разумеется, предъявляется в упорядоченном виде, что осуществляется механически, посредством специально сконструированного аппарата — так называемого «мнемометра». Испытуемый читает ряд бессмысленных слогов до тех пор, пока не запомнит их.

Разработанная Эббингаузом методика исследования памяти со временем была развита, и сегодня известны следующие основные методы:

1. Метод заучивания. Испытуемый повторяет ряд бессмысленных слогов до тех пор, пока не сумеет безошибочно воспроизвести его. Скажем, одному для заучивания определенного материала необходимо 7 повторений, а другому — 9. Далее эти числа считаются коэффициентом памяти (заучивания) каждого из них.

2. Метод экономии, или сбережения. Допустим, испытуемому для заучивания определенного ряда бессмысленных слогов нужно 11 повторений. По истечении определенного времени, когда он их совершенно забывает, ему вновь предлагается запомнить этот же материал. На сей раз для его заучивания испытуемому потребуется гораздо меньшее число повторений (допустим, 5), хотя если предварительно справиться у самого испытуемого, он этот материал совершенно не помнит. Следовательно, получается, что фактически он забыл этот материал не полностью, иначе разве сумел бы он заучить его, повторив всего лишь пять раз вместо одиннадцати. В этом случае коэффициент сбережения равен 11—5=6. Между прочим, посредством данного метода выяснено, что абсолютного забывания не существует — однажды выучив что-либо, выучить то же самое еще раз впоследствии легче, чем это было в первый раз.

3. Метод узнавания: испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов; предварительно его предупреждают, что он должен узнать их среди новых слогов.

4. Метод запомненных членов. Испытуемому один (или несколько) раз предъявляют для запоминания ряд бессмысленных слогов, а затем просят перечислить их. Количество запомненных слогов дает коэффициент правильности запоминания.

5. Метод правильных ответов (впервые введен Иостом, затем переработан Мюллером и Пилцеккером). Испытуемый получает задание ямбически или трохеически прочесть попарно ряд бессмысленных слогов. Затем экспериментатор называет первый член какой-либо пары, а испытуемый должен назвать второй. Коэффициент запоминания равен соотношению количества правильных ответов к общему числу предъявленных пар.

Как видим, все эти методы ставят перед испытуемым определенную задачу: он должен запомнить определенный материал. Следовательно, испытуемый ставит себе цель запоминания этого материала. Протекание последующей работы его памяти полностью представляет собой целенаправленный процесс. Отсюда очевидно, что посредством данных методов исследуются только случаи произвольного запоминания, а не всех форм памяти.

Сказанное хорошо иллюстрирует описанный Радославлевичем случай, о котором мы вскользь упомянули выше. Он предложил одному испытуемому иностранного происхождения, плохо владевшему немецким языком, заучить восемь бессмысленных слогов. Испытуемый начал читать их, но даже после 46-и прочтений не подал знак, что он уже знает материал наизусть (а он получил именно такую инст-

рукцию на немецком языке: выучив наизусть, подать знак и прекратить опыт). Но поскольку испытуемый не подавал знака о прекращении опыта, экспериментатор остановил опыт сам и спросил испытуемого, запомнил ли он что-нибудь. Оказалось, что испытуемый не понял инструкцию и читал ряд бессмысленных слогов без намерения запомнить их. Поняв, что материал следовало заучить наизусть, он попросил повторить задачу и запомнил наизусть материал, прочтя его 6 раз.

Что доказывает приведенное наблюдение? Только одно, а именно то, что метод бессмысленных слогов позволяет исследовать именно произвольную память. Поэтому все полученные данным методом результаты касаются, по сути, только этой формы памяти, причем лишь одной ее разновидности.



Похожие по содержанию материалы:
7. Ассоциация и установка ..
9. Вопрос точности репродукции ..
2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти ..
Факторы скорости заучивания 1. Воля ..
4. Сенсорный фактор ..
>«Законы» заучивания 1. Закон месторасположения запоминаемой единицы в ряду ..
4. Темп заучивания ..
6. Закон «гиперфиксации» ..
Забывание 1. Два понятия забывания ..
2. Феноменология забывания ..
Запор ..
2. Основа датирования воспоминаний ..
5. Влияние переживания настоящего на прошлое ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти

Разумеется, человек всегда может использовать волю, если перед ним встает вопрос о задействовании памяти в каком-либо направлении. Выше мы уже видели, что существует один тип эйдетиков, которым более или менее свойственна способность произвольного использования наглядных образов. Несомненно, что точно также произвольно может быть использована и непосредственная память. И в самом деле, нередко ч .. читать далее




Учение 1. Понятие учения

Учение, разумеется, не является проблемой только лишь памяти, это — гораздо более сложная проблема. Учение — одна из независимых форм поведения человека, имеющая, как таковая, собственное специфическое содержание. Очевидно, что ее нельзя отождествлять с какой-либо отдельной психической функцией — в ней участвует целый ряд функций. Но некоторые из этих функций увязаны с данной формой поведения о .. читать далее




Факторы скорости заучивания 1. Воля

Само собой разумеется, что особое влияние на скорость заучивания должна оказывать воля. Как известно, заучивание по своей сути является произвольным процессом, а потому очевидно, что слабость воли должна препятствовать протеканию процесса заучивания.

Исследованиями американских и английских психологов экспериментально установлено, что «случайная память», в случае которой говорить о .. читать далее




2. Интерес

Второй фактор, всегда упоминаемый в данном случае, это, несомненно, интерес. То, что интерес в общем представляет собой один из основных факторов учения, сомнению не подлежит. Более того, именно то обстоятельство, что в нем наряду с волей основополагающую роль выполняет интерес, делает учение психологически своеобразной, самостоятельной формой поведения. Источником энергии учения являетс .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100