Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
3. Физиологический фактор .. | 5. Интеллектуальный фактор .. | 3. Закон гештальтизации .. | 5. Закон месторасположения повторени .. | 8. Закон заучивания целиком .. |
Формы активной памяти 1. Произвольная память
Окинув взглядом все рассмотренные нами до сих пор виды памяти, нельзя не заметить то обстоятельство, что во всех этих случаях речь шла о пассивных формах памяти. Запоминание происходит в результате воздействия впечатления, а воля субъекта не играет какой-либо роли в процессе репродукции. Даже не касаясь переживания продолжительности или эйдетического образа — первого потому, что в данном случае речь идет лишь об объективном факте памяти, в котором субъективно от памяти ничего нет, второго же потому, что это — атипичная форма памяти, а рассмотрев лишь факты узнавания и ассоциативной памяти, убедимся, что их ин- тенсивное проявление возможно и тогда, когда субъект никаких усилий в этом направлении не прилагает. Поэтому данные формы памяти встречаются и на более низкой ступени развития; во всяком случае, ни одна из них не может быть сочтена специфически человеческой формой памяти. Характерной особенностью человека является волевая активность, и очевидно, что и здесь, точно так же, как при восприятии, специфически человеческие формы памяти предполагают непременное участие воли. И действительно, обратившись к различным случаям памяти человека, убедимся, что всюду сталкиваемся с одним характерным обстоятельством, которое состоит в том, что человек сам вмешивается в процесс запоминания и воспоминания; ему не все равно, что он запомнит и вспомнит, ведь он при этом преследует определенные цели. Следовательно, человеку нужно запомнить определенный материал и вспомнить определенный материал, для чего, конечно, он принимает необходимые меры.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза
Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Эббингаузом (1885). Влияние Эббингауза оказалось настолько сильным, что экспериментальная психология памяти, по существу, и сегодня продолжает оставаться на позициях Эббингауза. Однако достаточно окинуть взглядом нынешнее положение в этой сфере, чтобы убедиться, что в данном случае по сути речь идет лишь об одной из форм памя .. читать далее
2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти
Разумеется, человек всегда может использовать волю, если перед ним встает вопрос о задействовании памяти в каком-либо направлении. Выше мы уже видели, что существует один тип эйдетиков, которым более или менее свойственна способность произвольного использования наглядных образов. Несомненно, что точно также произвольно может быть использована и непосредственная память. И в самом деле, нередко ч .. читать далее
Учение 1. Понятие учения
Учение, разумеется, не является проблемой только лишь памяти, это — гораздо более сложная проблема. Учение — одна из независимых форм поведения человека, имеющая, как таковая, собственное специфическое содержание. Очевидно, что ее нельзя отождествлять с какой-либо отдельной психической функцией — в ней участвует целый ряд функций. Но некоторые из этих функций увязаны с данной формой поведения о .. читать далее
Факторы скорости заучивания 1. Воля
Само собой разумеется, что особое влияние на скорость заучивания должна оказывать воля. Как известно, заучивание по своей сути является произвольным процессом, а потому очевидно, что слабость воли должна препятствовать протеканию процесса заучивания. Исследованиями американских и английских психологов экспериментально установлено, что «случайная память», в случае которой говорить о .. читать далее
|