Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
2. Интерес .. | 3. Попытки классификации элементарны .. | 2. Закон Фуко .. | Геморрой .. | 7. Закон Йоста .. |
9. Вопрос точности репродукции
Нам нужно рассмотреть еще один вопрос: что со временем происходит со спонтанно запоминаемым материалом? Репродуцируется ли он в том же виде, каким был в период запоминания, или же претерпевает какие-то изменения? В результате экспериментального исследования выяснилось, что предмет репродуктивных представлений, как правило, претерпевает заметные изменения, то есть отнюдь не остается таким, каким был в момент запоминания. Однако в каком направлении происходят эти изменения? По данному вопросу особенно важные результаты были получены в экспериментальном исследовании Вульфа. Испытуемым показывали несколько чертежей простых фигур, которые после определенного времени они воспроизводили по памяти. Сопоставление оригиналов и репродукций позволило выяснить наличие изменений и их характер. Опыты Вульфа показали, что фигуры менялись в совершенно определенном направлении; в частности, выявилось стремление к более совершенному гештальту, то есть фигуры формировались в соответствии с главным принципом гештальттеории — принципом прегнантности. Вульф на основании довольно большого материала пришел к выводу, что к моменту репродукции гештальт меняется в совершенно определенном направлении: некоторые его части затеняются, другие же, наоборот, становятся более выраженными в зависимости от того, что требуется для получения более четкого гештальта. С теоретической точки зрения очень интересны опыты американского психолога Кармайкла. Он определенным образом видоизменил опыты Вульфа: до предъявления испытуемым фигур одной группе испытуемых зачитывал один перечень слов, а второй — другой. Испытуемым третьей, контрольной группы фигуры предъявлялись прямо, без предварительного зачитывания слов. Результаты оказались следующими: когда после определенного времени испытуемых попросили воспроизвести показанные фигуры, выяснилось, что, во-первых, воспроизведенные фигуры заметно отличались от оригинала, а, во-вторых, что самое главное, они почти всегда (75%) были изменены в соответствии со значением слов, зачитанных испытуемым. Например, испытуемому было зачитано слово «очки», а затем показаны два круга, соединенных между собой прямой линией. Во втором случае ему показали ту же фигуру, однако вместо слова «очки» прочитали словосочетание «физкультурный снаряд». При репродукции этих фигур после определенного времени воспроизведенная фигура в первом случае напоминала очки, а во втором — спортивные кольца. Полученный результат достаточно убедительно доказывает, что восприятию фигуры предшествует определенный процесс, возникающий вследствие предварительно зачитанного слова и оказывающий решающее влияние на репродукцию. Однако предшествующий процесс, видоизменяющий последующий процесс сообразно себе, именуется установкой. Таким образом, в случае репродукции повторяется явление, неоднократно подтверждающееся в процессе восприятия: если у субъекта предварительно имеется та или иная установка, то действующее на него актуальное впечатление, если оно грубо не отличается от установочного, воспринимается в соответствии с этим последним: возникает иллюзия установки. По существу, аналогичный результат выявился и в опытах Вульфа и Кармайкла: при наличии у субъекта предварительно созданной установки репродукция предъявленного впечатления, если оно резко не отличается от установочного, принимает соответствующий последнему вид, то есть возникает та же иллюзия установки, но уже в области репродукции.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Формы активной памяти 1. Произвольная память
Окинув взглядом все рассмотренные нами до сих пор виды памяти, нельзя не заметить то обстоятельство, что во всех этих случаях речь шла о пассивных формах памяти. Запоминание происходит в результате воздействия впечатления, а воля субъекта не играет какой-либо роли в процессе репродукции. Даже не касаясь переживания продолжительности или эйдетического образа — первого потому, что в данном случае .. читать далее
Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза
Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Эббингаузом (1885). Влияние Эббингауза оказалось настолько сильным, что экспериментальная психология памяти, по существу, и сегодня продолжает оставаться на позициях Эббингауза. Однако достаточно окинуть взглядом нынешнее положение в этой сфере, чтобы убедиться, что в данном случае по сути речь идет лишь об одной из форм памя .. читать далее
2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти
Разумеется, человек всегда может использовать волю, если перед ним встает вопрос о задействовании памяти в каком-либо направлении. Выше мы уже видели, что существует один тип эйдетиков, которым более или менее свойственна способность произвольного использования наглядных образов. Несомненно, что точно также произвольно может быть использована и непосредственная память. И в самом деле, нередко ч .. читать далее
Учение 1. Понятие учения
Учение, разумеется, не является проблемой только лишь памяти, это — гораздо более сложная проблема. Учение — одна из независимых форм поведения человека, имеющая, как таковая, собственное специфическое содержание. Очевидно, что ее нельзя отождествлять с какой-либо отдельной психической функцией — в ней участвует целый ряд функций. Но некоторые из этих функций увязаны с данной формой поведения о .. читать далее
|