:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Подагра .. | 3. Физиологический фактор .. | 5. Интеллектуальный фактор .. | 3. Закон гештальтизации .. | 5. Закон месторасположения повторени .. |


2. Старая классификация


Между тем, в общем взаиморазличие душевных феноменов столь очевидно, что оно не могло остаться незамеченным. Основные группы этих различий проявляются даже в нашей обычной речи: «я думаю», «я чувствую», «я желаю» — ведь все это подразумевает существование совершенно различных переживаний. Правда, этот случайный анализ наивного разума не удовлетворяет научные требования, но, тем не менее, именно он господствовал в науке вплоть до второй половины восемнадцатого века.

Даже сегодня, говоря об органах чувств, под чувством подразумевают зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные способности; в то же время, аналогично именуется и удовольствие—неудовольствие. В действительности же совершенно ясно, что между переживаниями удовольствия—неудовольствия, с одной стороны, и цвета и звукового тона — с другой, существует безусловное квалитативное различие. Наивное самонаблюдение эту разницу не замечает — для него все богатство душевной жизни исчерпывается феноменами чувств (или представлений) и желаний. Точно так же рассуждала и старая наука, разделяя — вплоть до второй половины восемнадцатого века — все многообразие душевных феноменов лишь на две основные группы: познание и волю.

В восемнадцатом веке, главным образом после немецкого психолога Тетенса, впервые стало очевидно, что психологическая природа переживаний цвета, звукового тона и прочих подобных феноменов явно отличается от переживаний удовольствия-неудовольствия. Поэтому возникла необходимость разделения так называемых «чувственных» феноменов на два различных класса, один из которых имеет познавательную природу, а другой — чисто эмоциональную. Первый был назван ощущением (Empfindung), а за вторым оставили прежнее наименование — чувства. В конечном счете, особенно в результате сильного влияния философа Канта, разделение душевных феноменов на три группы стало в философии и психологии обычным делом.

Следует отметить, что в содержании душевной жизни наличие этих трех квалитативно различных психических феноменов действительно дано наиболее непосредственно. Совершенно бесспорно, что познавательные, эмоциональные и волевые переживания вполне исчерпывают основные различия, наглядным образом данные в содержании нашего сознания. Поэтому данная классификация вполне приемлема.



Похожие по содержанию материалы:
4. Законы ассоциации ..
6. Закон реинтеграции ..
8. Ассоциативная память как низшая форма памяти ..
Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза ..
Подагра ..
3. Физиологический фактор ..
5. Интеллектуальный фактор ..
3. Закон гештальтизации ..
5. Закон месторасположения повторения ..
8. Закон заучивания целиком ..
4. Классификация Штумфа ..
4. Другие факторы забывания ..
Воспоминание 1. Воспоминание ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


8. Ассоциативная память как низшая форма памяти

В ассоциативных опытах особенно следует подчеркнуть один момент, а именно то, что необходимым условием выявления достоверного ассоциативного процесса является полная пассивность субъекта, максимальная отключенность его воли и мышления от спонтанного протекания представлений. В противном случае вместо ассоциативного процесса получим активно детерминированный процесс. Это обстоятельство следует о .. читать далее




9. Вопрос точности репродукции

Нам нужно рассмотреть еще один вопрос: что со временем происходит со спонтанно запоминаемым материалом? Репродуцируется ли он в том же виде, каким был в период запоминания, или же претерпевает какие-то изменения?

В результате экспериментального исследования выяснилось, что предмет репродуктивных представлений, как правило, претерпевает заметные изменения, то есть отнюдь не остается таким, .. читать далее




Формы активной памяти 1. Произвольная память

Окинув взглядом все рассмотренные нами до сих пор виды памяти, нельзя не заметить то обстоятельство, что во всех этих случаях речь шла о пассивных формах памяти. Запоминание происходит в результате воздействия впечатления, а воля субъекта не играет какой-либо роли в процессе репродукции. Даже не касаясь переживания продолжительности или эйдетического образа — первого потому, что в данном случае .. читать далее




Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза

Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Эббингаузом (1885). Влияние Эббингауза оказалось настолько сильным, что экспериментальная психология памяти, по существу, и сегодня продолжает оставаться на позициях Эббингауза. Однако достаточно окинуть взглядом нынешнее положение в этой сфере, чтобы убедиться, что в данном случае по сути речь идет лишь об одной из форм памя .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100