:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Учение и воспоминание как формы п .. | Факторы скорости заучивания 1. Воля .. | 4. Сенсорный фактор .. | >«Законы» заучивания 1. Закон местор .. | 4. Темп заучивания .. |


6. Закон реинтеграции


Принцип ассоциации смежности во времени состоит в том, что вследствие совпадения во времени происходит взаимоувязывание отдельных представлений. Следовательно, прочность этой связи должна зависеть от того, насколько часто про исходит это совпадение; настоящей основой ассоциации является повторение. Проверим правильность данного положения.

Дадим испытуемому в качестве раздражителя какое-нибудь слово, например «шкаф», и попросим назвать слово, которое сразу же придет ему на ум, которое он раньше всего вспомнит. С уверенностью можно сказать, что некоторые испытуемые в первую очередь назовут слово «книга», так как между шкафом и книгой существует прочная ассоциативная связь. Почему? Потому, что в соответствии со взглядами ас-социационизма шкаф и книги особенно часто встречаются вместе.

Однако разве можно сказать, что шкаф и книги мы чаще видели вместе, чем, скажем, шкаф и стену? Несомненно, что шкаф мы могли видеть и без книг, но гораздо более редки случаи, когда шкаф не стоит у стены. Тем не менее оказалось, что представление шкафа в нашем примере связано с представлением книги гораздо прочнее, чем с представлением стены.

Не вызывает сомнений, что дело не в частоте совпадений во времени, как гласит принцип ассоциационизма, а в чем-то ином. Сопоставив «книгу» и «стену» друг с другом относительно шкафа, мы тотчас же заметим, что книга гораздо теснее связана со шкафом, чем со стеной. Книга и шкаф взаимосвязаны не случайно, то есть не только в силу того, что нам часто приходится видеть их вместе, а потому, что связь между ними является существенной: шкаф и книга представляют собой единое целое восприятие, отдельный момент восприятия книжного шкафа, тогда как о стене этого не скажешь, ведь в нашем переживании шкаф и стена редко составляют единое целое. Стало быть, получается, что представление шкафа вызвало в сознании нашего испытуемого представление книги не потому, что ему чаще приходилось видеть вместе шкаф и книгу, чем шкаф и стену, а потому, что шкаф и книга представляют собой части одного и того же целого, а потому заведомо взаимосвязаны, чего о шкафе и стене не скажешь.

Соответственно, можно сказать следующее: одно представление вызывает репродукцию другого не потому, что они часто переживаются вместе, а только тогда, если они представляют собой части единого целого и существенно взаимосвязаны.

Следовательно, основное положение ассоциационизма, согласно которому в нашей психике изначально даны совершенно независимые, отдельные элементарные переживания, психические атомы, существенно не взаимосвязанные, установление связи между которыми и возникновение целостных переживаний происходит лишь впоследствии, является в корне ошибочным. Как мы убедились, в действительности дело обстоит совершенно иначе — факт ассоциации, наоборот, подразумевает изначальную данность целого, м е ж д у частями которого и существует ассоциация.

В соответствие с этим, в процессе ассоциации вначале происходит не построение целого, а его распад, диссоциация и повторное построение целого; законы ассоциации — это, используя выражение Гамильтона, законы реинтеграции, а не ассоциации чуждых друг другу элементов, как предполагал ассоциационизм.

Стало быть, истинную природу ассоциативного процесса следует понимать следующим образом: появление какого-либо представления вызывает репродукцию того представления, с которым оно составляет единое целое; законы ассоциации по существу могут быть сочтены законами гештальтизации, и именно потому законы, подчеркнутые Вертхаймером, о которых речь шла выше, столь близки к ним.

Таким образом, понятие ассоциации — правомерное и полезное понятие, однако только как понятие «реинтеграции» и «гештальтизации».



Похожие по содержанию материалы:
2. Представление и восприятие ..
Остеоартроз ..
7. Ассоциация и установка ..
9. Вопрос точности репродукции ..
2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти ..
Факторы скорости заучивания 1. Воля ..
4. Сенсорный фактор ..
>«Законы» заучивания 1. Закон месторасположения запоминаемой единицы в ряду ..
4. Темп заучивания ..
6. Закон «гиперфиксации» ..
Забывание 1. Два понятия забывания ..
2. Феноменология забывания ..
Запор ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


7. Ассоциация и установка

Однако если понятиям «интеграции» и «гештальтизации» не придать надлежащего содержания, они также не позволят объяснить данный процесс. Дело в том, что оба эти понятия в том смысле, в каком они употреблялись до сегодняшнего дня, заведомо, без предварительной проверки, разделяют один из главнейших постулатов ассоциационизма, априори подразумевая, что переживания, представления влияют друг на дру .. читать далее




2. Старая классификация

Между тем, в общем взаиморазличие душевных феноменов столь очевидно, что оно не могло остаться незамеченным. Основные группы этих различий проявляются даже в нашей обычной речи: «я думаю», «я чувствую», «я желаю» — ведь все это подразумевает существование совершенно различных переживаний. Правда, этот случайный анализ наивного разума не удовлетворяет научные требования, но, тем не менее, именно .. читать далее




8. Ассоциативная память как низшая форма памяти

В ассоциативных опытах особенно следует подчеркнуть один момент, а именно то, что необходимым условием выявления достоверного ассоциативного процесса является полная пассивность субъекта, максимальная отключенность его воли и мышления от спонтанного протекания представлений. В противном случае вместо ассоциативного процесса получим активно детерминированный процесс. Это обстоятельство следует о .. читать далее




9. Вопрос точности репродукции

Нам нужно рассмотреть еще один вопрос: что со временем происходит со спонтанно запоминаемым материалом? Репродуцируется ли он в том же виде, каким был в период запоминания, или же претерпевает какие-то изменения?

В результате экспериментального исследования выяснилось, что предмет репродуктивных представлений, как правило, претерпевает заметные изменения, то есть отнюдь не остается таким, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100