Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
8. Ассоциативная память как низшая ф .. | Учение и припоминание 1. Метод Эббин .. | Подагра .. | 3. Физиологический фактор .. | 5. Интеллектуальный фактор .. |
2. Представление и восприятие
Не вызывает сомнения, что в данном случае речь действительно идет о высокой форме памяти. Можно сказать, что все те формы памяти, о которых до сих пор шла речь, представляют собой лишь простое проявление мнеме. Все эти формы так или иначе можно считать и достоянием животного. Совершенно иное — способность репродукции представлений, являющаяся исключительно важным достоянием живого существа, поскольку предоставляет ему новые возможности последующего развития, недостижимые лишь на основе восприятия. Разумеется, представление по сравнению с восприятием не дает ничего нового. Предмет восприятия и представления один и тот же. Более того, в первом он представлен гораздо более точно и ясно, нежели во втором. С данной точки зрения представление не только не дает больше, чем восприятие, но не может дать и того, что предоставляет восприятие, так как это последнее — единственный источник, питающий представление любого предмета. Преимущества представления следует искать в другом. Восприятие — это актуальное переживание, в нем дано лишь то, что актуально воздействует на нас здесь и сейчас. Можно сказать, что восприятие представляет собой «непосредственный» ответ психики на воздействие раздражителей. Следовательно, в случае восприятия мы имеем лишь то, что непосредственно воздействует на нас, причем лишь до тех пор, пока данное воздействие продолжается. Совсем иное дело представление. Оно дает не то, что актуально действует на нас, а то, что действовало когда-то; оно дает нам то, что некогда было отражено нами в виде восприятия. Следовательно, в случае представлений наше сознание совершенно не зависит от актуального раздражителя, то есть от данной конкретной ситуации, воздействующей на нас здесь и сейчас. В представлении мы можем пережить и то, что никак не связано с актуальной ситуацией. Стало быть, оно дает гораздо больше, нежели каждый отдельный акт восприятия, освобождая нас из плена актуального времени и пространства и позволяя заново пережить то, что было пережито в иное время и в ином месте. А это — безусловно большее преимущество, ведь без этого наше сознание было бы определено лишь актуальным, лишь тем, что составляет содержание настоящего. Нечто из этого содержания могло носить отпечаток прошлого, но это показалось бы нам всего лишь знакомым. Следовательно, мы и здесь не сумели бы выйти за пределы данного, актуального содержания. Зато представление позволяет, находясь в данной конкретной ситуации — сидя здесь, в этой комнате, когда перед нами лежат книги, а за окном идет дождь, — думать о вопросах, не имеющих ничего общего с актуальной ситуацией. Представления неизмеримо расширяют горизонт нашего сознания — как в плане времени, так и пространства. Наряду с этим представление по сравнению с восприятием имеет еще одно преимущество. Поскольку представление, невзирая на время и пространство, в котором оно происходит, предоставляет возможность воспроизведения всех частных случаев восприятия, переживание предмета представления лишено конкретности, временной и пространственной определенности, являющейся необходимым элементом восприятия. Как отмечалось выше, предмет восприятия совпадает с его содержанием, чего нельзя сказать о представлении, в котором предмет имеет более обобщенное содержание, поскольку в нем он скорее подразумевается, чем дается. Поэтому представление по сравнению с восприятием всегда имеет более обобщенный характер, б у д у -чи более отдаленным от единичного, конкретного, индивидуального. Однако это — только первый шаг на пути к истинному обобщению, всего лишь подготовительная ступень, от которой живое существо может подняться до уровня понятийного мышления. Все это свидетельствует о том, сколь важное значение имеет изучение данной формы памяти, определяющей протекание представлений.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
3. Ассоциация
В качестве самого простого случая данной формы памяти можно привести следующий пример: увидев фотографии знакомого, я тотчас же его вспоминаю или, услышав голос знакомого, я сразу же представляю себе его лицо. Как видим, в данном случае представление возникает не самопроизвольно, а ему предшествует восприятие (фотография, голос), лишь в связи с которым будто бы и возникает представление. .. читать далее
4. Законы ассоциации
Понятие ассоциации вошло в обиход психологии давно. Оно было знакомо еще Платону и, особенно, Атотелю (IV век до н.э.). Однако в новое время данное понятие сыграло совершенно особую роль, особенно — в английской психологии, а затем, под ее влиянием, и в континентальных странах. Особую роль данное понятие выполняет в так называемой ассоциативной психологии, основоположниками которой следует счит .. читать далее
5. Редукция законов ассоциации
Как обосновывают подобное соображение представители ассоциативной психологии? Что касается двух форм ассоциации по смежности, понятно, что в данном случае, по существу, действительно можно говорить лишь об одной форме. Дело в том, что то, что воспринимается смежным в пространстве, является смежным и во времени. Следовательно, все случаи ассоциации смежности в пространстве следует считать ассоци .. читать далее
6. Закон реинтеграции
Принцип ассоциации смежности во времени состоит в том, что вследствие совпадения во времени происходит взаимоувязывание отдельных представлений. Следовательно, прочность этой связи должна зависеть от того, насколько часто про исходит это совпадение; настоящей основой ассоциации является повторение. Проверим правильность данного положения. Дадим испытуемому в качестве раздражителя какое-ни .. читать далее
|