Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
3. Ассоциация .. | 5. Редукция законов ассоциации .. | 2. Старая классификация .. | Формы активной памяти 1. Произвольна .. | Учение 1. Понятие учения .. |
4. Привычное и знакомое
Так или иначе — вследствие повторного восприятия или по иной причине, у субъекта возникает определенное отношение к внешним предметам и явлениям или к окружающей среде в целом — данная среда становится его привычной средой. Каждое явление, каждый отдельный предмет вызывает у него соответствующую реакцию так, что ни в коем случае нельзя сказать, будто это происходит лишь после того, как субъект предварительно узнает их, то есть отождествит с предшествующим восприятием. Возьмем нашу повседневную жизнь: входя в свою рабочую комнату, я сажусь на стул, беру книгу или, по мере надобности, ручку и начинаю писать; разве можно сказать, что мне нужно узнавать каждый из этих предметов, вспоминать, что это — то, что я раньше использовал для одной цели, а это — для другой. Не вызывает сомнения, что подобная сознательная работа совершенно не нужна, с каждым предметом я и так обращаюсь надлежащим образом; необходимо лишь восприятие каждого из них. В аналогичном положении находится и животное. Приглядимся к собаке, привыкшей жить с нами. Она проводит жизнь в своей привычной среде, все идет привычным путем. Но, допустим, внезапно во двор врывается необычное животное или раздается его голос; пусть происходит нечто даже незначительное, но непривычное. Поведение собаки тотчас же меняется, зачастую мы становимся свидетелями ее страха, беспомощности, во всяком случае — совершенно иного поведения. Интересно, что после того, как это же явление станет привычным, полностью изменяется и отношение животного к нему, становясь таким же, как к другим привычным предметам. Так происходит и с нами: увидев на своем столе совершенно непривычный предмет, мы обращаем на него внимание, невольно спрашивая себя, что это, то есть у нас возникает вопрос определения сущности, а следовательно, узнавания этого предмета. Применительно к другим предметам подобный вопрос не возникает, по отношению к ним мы ведем себя надлежащим образом и без этого. А это говорит о том, что с привычными вещами или явлениями мы обращаемся как со знакомыми предметами и явлениями; в этом случае нам не требуется специального переживания того, что с ними мы сталкивались и раньше. Подобное переживание необходимо лишь применительно к относительно новым или, во всяком случае, непривычным в данной ситуации объектам. Следовательно, когда предмет или явление привычны, нам не приходится узнавать их повторно, мы заведомо обращаемся с ними как с привычными. Но когда они являются новыми, необходим сознательный акт их узнавания.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
5. Качество знакомости
Чем отличается первое от второго, знакомое от еще незнакомого? Впервые этот вопрос попытался решить Гефдинг. Он отметил, что в нашем переживании знакомым предметам и явлениям свойствен своеобразный признак, которым они резко отличаются от незнакомых. Данный признак весьма специфичен, его можно назвать «качеством знакомости». Одним словом, посмотрев на предмет, мы сразу же переживаем не т .. читать далее
Классификация явлений сознания. 1.Трудности классификации 1.Трудности классификацииНаше сознание характеризуется целостностью. Несмотря на это, в нем все же удается выявить отдельные группы явно отличающихся психических качеств. Проблема классификации психических феноменов представляет собой одну из фундаментальных проблем психологии. Она издавна интересовала всех, кто занимался исследованием душевной жизни человека. Тем не менее, и сего .. читать далее
6. Чувство знакомости
Вундт предпринял попытку усмотреть основу узнавания не в свойстве предмета, а в самом субъекте. По его убеждению, узнавание определяет специфическое эмоциональное состояние, сопутствующее восприятию знакомого предмета, то есть характеризующее не предмет, а самого субъекта. Это эмоциональное состояние он назвал «чувством знакомости». Однако рассуждения Вундта также не идут глубже оп .. читать далее
7. Узнавание и установка
В этом же направлении пытался решить данный вопрос и В. Бец, но с той разницей, что он, не довольствуясь известными, традиционными психологическими понятиями, попытался использовать относительно новое понятие. Основная его мысль состоит в следующем: при восприятии чего-либо у нас, наряду с ощущениями или ясно выраженными чувствами, появляется и своеобразная, специфическая для данного восприятия .. читать далее
|