:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Ассоциация представлений 1. Представ .. | 4. Законы ассоциации .. | 6. Закон реинтеграции .. | 8. Ассоциативная память как низшая ф .. | Учение и припоминание 1. Метод Эббин .. |


Узнавание 1. Узнавание и воспоминание


Следующей формой проявления памяти является узнавание. Можно сказать, что только отныне речь идет о настоящей памяти. Дело в том, что до сих пор прошлое переживалось отнюдь не как прошлое; оно как бы разделяло актуальность переживания настоящего и характеризовалось скорее признаком настоящего. Так было в случаях переживания продолжительности, эйдетического образа, персеверации. В случае же узнавания дело обстоит совершенно иначе.

Точно так же, как в актах завершенной, истинной памяти, в случае узнавания нам дано отчетливое переживание нашего прошлого как такового. Я вспоминаю лицо N.; это означает, что под предметом возникшего в моем сознании представления я подразумеваю именно тот, который некогда действительно был пережит мною в качества лица N. Я узнал N. — это означает, что видя перед собой человека, я опознаю его, понимаю, что он — это тот человек, который когда-то в прошлом был предметом моего восприятия.

Как видим, различие между актами узнавания и воспоминания состоит в следующем: в случае акта узнавания мы имеем дело с восприятием, о предмете которого подразумеваем, что он и в прошлом был предметом нашего восприятия; в случае же воспоминания мы имеем дело уже не с восприятием, а с представлением; имеется в виду, что его предмет ранее являлся предметом нашего переживания. Следовательно, узнавание действительно близко к настоящей памяти. Однако это — более простая форма и генетически более ранняя ступень.

2. Узнавание к а к самостоятельная форма памяти

ДЛЯ того, чтобы что-то узнать, необходимо его воспринимать, ведь узнать можно лишь то, что видишь, то есть, в общем, то, что воспринимаешь. Но если ничего не воспринимаешь, то о каком же узнавании может идти речь! А это означает, что в актах узнавания мы имеем дело с такими случаями действия памяти, которые появляются не независимо, а лишь в связи с неким восприятием. На дан-

ной ступени развития памяти ее действие с необходимостью нуждается в импульсе восприятия. Представим себе человека с такой памятью, запертого в темной комнате, в полной тишине — одним словом, в условиях минимального воздействия внешних раздражителей, с тем чтобы максимально исключить возможность восприятия. Нетрудно догадаться, что именно потому, что воспринимать и, стало быть, узнавать ему нечего, его память остается в бездействии. Пусть и нам в таких условиях узнавать будет нечего, однако это не только не помешает, но может даже помочь интенсивному задействованию нашей памяти, которая восстановит целую галерею воспоминаний прошлого.

Таким образом, узнавание связано с восприятием, оно не существует вне восприятия. Следовательно, его следует считать зависимой формой памяти.



Похожие по содержанию материалы:
3. Эйдетизм как примитивный феномен ..
Узнавание 1. Узнавание и воспоминание ..
4. Привычное и знакомое ..
6. Чувство знакомости ..
Ассоциация представлений 1. Представление ..
4. Законы ассоциации ..
6. Закон реинтеграции ..
8. Ассоциативная память как низшая форма памяти ..
Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза ..
Подагра ..
3. Физиологический фактор ..
5. Интеллектуальный фактор ..
3. Закон гештальтизации ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Повторение как фактор узнавания

Обычным условием узнавания является повторение. Для того, чтобы что-то узнать, необходимо, чтобы оно предварительно хотя бы однажды было воспринято. Однако однократное восприятие чего-либо еще не гарантирует его обязательного узнавания при вторичном восприятии. Об этом можно судить и из экспериментальных, и из повседневных наблюдений, свидетельствующих, что единократно, а иногда и многок .. читать далее




4. Привычное и знакомое

Так или иначе — вследствие повторного восприятия или по иной причине, у субъекта возникает определенное отношение к внешним предметам и явлениям или к окружающей среде в целом — данная среда становится его привычной средой. Каждое явление, каждый отдельный предмет вызывает у него соответствующую реакцию так, что ни в коем случае нельзя сказать, будто это происходит лишь после того, как субъект .. читать далее




5. Качество знакомости

Чем отличается первое от второго, знакомое от еще незнакомого? Впервые этот вопрос попытался решить Гефдинг. Он отметил, что в нашем переживании знакомым предметам и явлениям свойствен своеобразный признак, которым они резко отличаются от незнакомых. Данный признак весьма специфичен, его можно назвать «качеством знакомости». Одним словом, посмотрев на предмет, мы сразу же переживаем не т .. читать далее




Классификация явлений сознания. 1.Трудности классификации

1.Трудности классификации

Наше сознание характеризуется целостностью. Несмотря на это, в нем все же удается выявить отдельные группы явно отличающихся психических качеств. Проблема классификации психических феноменов представляет собой одну из фундаментальных проблем психологии. Она издавна интересовала всех, кто занимался исследованием душевной жизни человека. Тем не менее, и сего .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100