:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Повторение как фактор узнавания .. | 5. Качество знакомости .. | 7. Узнавание и установка .. | 2. Представление и восприятие .. | Остеоартроз .. |


Непосредственная память 1. Непосредственная память


К отмеченной простейшей форме проявления памяти очень близка вторая форма памяти, известная, особенно после Меймана, под названием непосредственной памяти.

Для того, чтобы понять, что подразумевается под непосредственной памятью, достаточно привести несколько примеров. Допустим, мы беседуем с кем-то. Когда наш собеседник произносит последнее слово какого-то предложения, предыдущие слова им уже сказаны. Следовательно, они принадлежат прошлому. Невзирая на это, для нас эти слова вовсе не потеряны, они продолжают существовать в нашем сознании так, как будто все еще раздаются. Не будь это так, речевое общение между людьми было бы совершенно невозможным. Но как только предложение завершит-

ся и будет осмыслено сказанное, мы эти слова тотчас же забываем, так как они для нас утрачивают практическое значение. Именно это и характерно для непосредственной памяти. Действие раздражителя прекращается, однако психически он продолжает существовать до тех пор, пока имеет для нас практическое значение.

Непосредственная память имеет важное значение в жизни человека, однако в случае некоторых форм активности на нее возлагается совершенно особая роль. Например, разве мог бы продуктивно работать наборщик, если сразу же забывал каждую букву, каждое слово, еще не успев набрать их, или переписчик, если бы он забывал слова сразу после их прочтения! Разве сумел бы ученик что-нибудь выучить, если продиктованное не сохранялось в его голове хотя бы до тех пор, пока он его запишет? Разумеется, ни одно из этих дел не было бы выполнимым, если бы человек сразу и бесследно утрачивал каждое свое впечатление.

Однако представим себе, что наборщик помнит все набранное им в течение долгого времени, машинистка — все перепечатанное ею, а ученик — все то, что когда-либо ему диктовали. Безусловно, это было бы не только бессмысленно, но и вредно, перегружало бы сознание человека. Говоря о непосредственной памяти, следует особенно учитывать тот момент, что прошлое продолжает существовать в настоящем и в случае непосредственной памяти, но как только это настоящее превращается в прошлое, вместе с ним исчезает и то, что в него входило из прошлого.



Похожие по содержанию материалы:
Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме ..
Непосредственная память 1. Непосредственная память ..
Эйдетический образ 1. Эйдетический образ ..
4. Темпоральная особенность эйдетического образа ..
3. Повторение как фактор узнавания ..
5. Качество знакомости ..
7. Узнавание и установка ..
2. Представление и восприятие ..
Остеоартроз ..
7. Ассоциация и установка ..
9. Вопрос точности репродукции ..
2. Учение и воспоминание как формы произвольной памяти ..
Факторы скорости заучивания 1. Воля ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3 . Виды психологического эксперимента

Согласно классификации Вундта, следует различать три основных вида психологического эксперимента:

А. Метод впечатления, или, как его именуют другие, метод раздражения (Eindrucksmethode; Reizmethode). Ситуацией, в которой в этом случае находится испытуемый, считается то или иное раздражение. На субъекта воздействуют каким-либо раздражением и подробно описывают его поведение в .. читать далее




2. Вопрос об объеме непосредственной памяти

Изучение непосредственной памяти вплоть до сегодняшнего дня проводится преимущественно экспериментальным путем, поэтому современная психология располагает достаточно подробными данными на сей счет.

Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что объем запоминаемого материала имеет большое значение и в случае непосредственной памяти. Например, если кому-нибудь продиктовать шесть од .. читать далее




Эйдетический образ 1. Эйдетический образ

В психологической литературе подтверждается существование еще одного любопытного факта, который также может быть сочтен проявлением действия памяти.

Предложив испытуемому свободно созерцать красный квадрат в течение 8—9 секунд, а затем перевести взгляд на чистый лист бумаги, нетрудно убедиться, что он и здесь увидит красный квадрат.

Может быть, и в этом случае мы имеем дело с обычны .. читать далее




2. Типология эйдетических образов

Однако сказанное в равной мере не относится ко всем эйдетикам. Исследователи данного феномена выделили среди эйдетиков два различных типа: Т-тип (тетано-идный тип) и Б-тип (базедовоидный). Эйдетические образы первого типа похожи скорее на последовательный образ, являясь грубыми и статичными, имеют, вместе с тем, выраженный принудительный характер, совершенно не подчиняясь волевым усилиям. Совер .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100