:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Эйдетизм как примитивный феномен .. | Узнавание 1. Узнавание и воспоминани .. | 4. Привычное и знакомое .. | 6. Чувство знакомости .. | Ассоциация представлений 1. Представ .. |


2. Последующее развитие восприятия


Тем не менее существует целый ряд исследований, подтверждающих, что сенсорное развитие ребенка продолжается не только в дошкольном возрасте, но и после него. Ребенок школьного возраста лучше видит цвета, лучше различает свет, тона, чем на предыдущей ступени своего развития.

Таким образом, выясняется, что анатомо-физиологическое развитие органов чувств завершается в раннем детстве; впоследствии оно не только не идет вперед, но иногда даже встает на путь регресса. Несмотря на это, развитие восприятия неуклонно движется вперед.

Петерс попытался объяснить данное парадоксальное обстоятельство следующим образом: в дошкольном и, особенно, в школьном возрасте ребенок развивается интеллектуально; именно это интеллектуальное развитие и ложится в основу дальнейшего прогресса его перцептивной функции. Эта мысль безусловно заслуживает внимания, хотя и не позволяет решить вопрос окончательно. Значительно правильнее и понятнее было бы сказать, что восприятие представлено отнюдь не единственной формой; напротив, оно имеет несколько различных по качеству и по сложности форм. Поэтому развитие восприятия заключается в последовательном проявлении этих форм. Уровень зрелости органов чувств определяет ту самую раннюю и элементарную форму восприятия, которую можно назвать ощущенческим восприятием. Максимальный уровень зрелости органов чувств означает всего лишь самый высокий уровень развития ощущенческого восприятия, но никак не восприятия вообще. Другие формы восприятия имеют иные основания, и процесс их развития, перехода от одной ступени к другой продолжается на протяжении всего детского возраста.

За ощущенческим восприятием, представленным в начальном периоде жизни, вскоре следует новая форма восприятия как более высокая ступень развития. Сенсорный материал постепенно все больше и больше приобретает черты объективной данности, однако он дает не предмет, который может иметь и иное сенсорное содержание, а совершенно самостоятельный и особенный феномен в каждом конкретном случае, то есть субъекту в восприятии дается не предмет, а лишь содержание, всегда каким-либо образом оформленное, — он видит фигуру, а не то, чем является и что означает эта фигура. Приблизительно до двух лет, когда ребенок начинает говорить уже по-настоящему, восприятие ребенка обычно фигурально.

Когда ребенку в фигуре уже дан предмет, мы имеем дело со следующей ступенью развития восприятия; теперь сенсорный материал воспринимается как свойство предмета. Однако здесь характерным является то, что предмет исчерпывается этим материалом, существуя в переживании ребенка в той мере и в том виде, в каком он представлен в данный конкретный момент — фигура теперь переживается как предмет.

Первые годы школьного возраста характеризуются весьма значительным развитием объективного интереса — ребенок всем своим существом обращен к внешней действительности. Понятно, что теперь перед объективным восприятием открываются особенно широкие возможности. Поэтому неудивительно, что способность восприятия у ребенка школьного возраста существенным образом продвигается вперед, невзирая на то, что процесс анатомо-физиологического созревания органов чувств уже завершен.

Тем не менее восприятие и в первые годы школьного возраста не достигает наивысшего уровня своего развития. Уже старые исследования показали, что максимальный уровень его развития достигается лишь на второй ступени школьного возраста. И это вполне закономерно, поскольку на данной возрастной ступени возникают новые обстоятельства, в частности факт развития воли, которые, в свою очередь, оказывают заметное влияние на развитие восприятия. Возникает высшая форма восприятия — произвольное восприятие, наблюдение, зарождавшееся еще на предыдущей ступени.



Похожие по содержанию материалы:
2. Наблюдение ..
3. Структурное развитие восприятия ..
Ревматоидный артрит ..
2. Вопрос об объеме непосредственной памяти ..
3. Эйдетизм как примитивный феномен ..
Узнавание 1. Узнавание и воспоминание ..
4. Привычное и знакомое ..
6. Чувство знакомости ..
Ассоциация представлений 1. Представление ..
4. Законы ассоциации ..
6. Закон реинтеграции ..
8. Ассоциативная память как низшая форма памяти ..
Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Структурное развитие восприятия

С представленной картиной развития восприятия хорошо согласуются существующие данные о структуре восприятия.

Чем младше ребенок, тем диффузнее его восприятие, тем больше оно лишено основных свойств гештальта — внутренней расчлененности и внешней выраженности. Хорошей иллюстрацией данного положения служит следующий опыт.

Дайте ребенку в возрасте поры хватания какой-либо особен .. читать далее




Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Известно, что листья некоторых растений, например определенных пород мимозы или акации, на ночь закрываются, вновь раскрываясь утром. Эти движения сменяют друг друга с точной периодичностью — через каждые двенадцать часов. Возникает вопрос: возможно ли изменить данный ритм? Возможно ли «приучить» акацию к иному ритму, например, к такому, что .. читать далее




2. Продолжительность

На последующей ступени развития воздействие прошлого на настоящее уже приобретает психический характер; прошлое существует не только в анатомо-физиологической сфере, но и на уровне переживаний. Следовательно, теперь можно уже говорить о настоящей памяти. Посмотрим, какова самая простая форма проявления памяти.

Еще Фехнер обратил внимание на то, что в сфере некоторых модальностей, например .. читать далее




Непосредственная память 1. Непосредственная память

К отмеченной простейшей форме проявления памяти очень близка вторая форма памяти, известная, особенно после Меймана, под названием непосредственной памяти.

Для того, чтобы понять, что подразумевается под непосредственной памятью, достаточно привести несколько примеров. Допустим, мы беседуем с кем-то. Когда наш собеседник произносит последнее слово какого-то предложения, предыдущие .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100