:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Типология эйдетических образов .. | Персеверация 1. Понятие персеверации .. | Анкилозирующий спондилит или Болезнь .. | Классификация явлений сознания. 1.Тр .. | 8. Иллюзия узнавания .. |


Онтогенетическое развитие восприятия 1. Раннее детство


Простейшая форма восприятия — ощущенческое восприятие зависит от степени зрелости органов чувств. Там, где тот или иной орган чувств достигает степени зрелости, обеспечивающей возникновение и осуществление соответствующего физиологического процесса, мы имеем полное право говорить и об ощущении. Факт наличия целого ряда рефлексов у новорожденного ребенка доказывает, что внешние раздражители имеют для него сигнальное значение; соответственно, он в состоянии воспринимать их.

То, что в данном случае мы действительно имеем дело лишь с элементарной разновидностью восприятия, особенно явствует из того факта, что реакции ребенка в первые месяцы жизни в ответ на воздействие тех или иных раздражителей носят неспецифический характер, то есть своеобразие раздражителя полностью игнорируется. Для ребенка раздражитель еще не является объектом, имеющим определенные свойства и, следовательно, диктующим ему поведение, соответствующее этим свойствам.

Как выясняется из исследований последнего времени, созревание органов чувств начинается уже в утробном периоде, протекая со следующей последовательностью: раньше всех созревают органы осязания и движения; за ними следуют органы обоняния и вкуса и, наконец, органы зрения и слуха. Примечательно, что при рождении созревшими являются не только проводящие нервы (то есть покрытые миелиновой оболочкой), но и определенные участки головного мозга (1 —13 и 14—28, по Флесигу). Остальные области в первые же месяцы жизни достигают такого уровня зрелости, что вполне можно говорить об их функционировании. В последнее время считается установленным, что уже трехмесячный ребенок способен различать девять основных цветов; в свете новых исследований не подтверждается и распространенное раньше представление об отставании слуха. Точно так же у ребенка очень рано проявляется способность различения осязательных ощущений.

Одним словом, анатомо-физиологическое развитие органов чувств достигает своего максимального уровня уже в первые годы жизни, оставаясь на этом же уровне в течение определенного времени. Через несколько лет начинается регрессивное развитие (Петерс), то есть движение не вперед, а назад.



Похожие по содержанию материалы:
Наблюдение 1. «Ощущенческое восприятие» ..
2. Последующее развитие восприятия ..
2. Продолжительность ..
3 . Виды психологического эксперимента ..
2. Типология эйдетических образов ..
Персеверация 1. Понятие персеверации ..
Анкилозирующий спондилит или Болезнь Бехтерева ..
Классификация явлений сознания. 1.Трудности классификации ..
8. Иллюзия узнавания ..
3. Ассоциация ..
5. Редукция законов ассоциации ..
2. Старая классификация ..
Формы активной памяти 1. Произвольная память ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Последующее развитие восприятия

Тем не менее существует целый ряд исследований, подтверждающих, что сенсорное развитие ребенка продолжается не только в дошкольном возрасте, но и после него. Ребенок школьного возраста лучше видит цвета, лучше различает свет, тона, чем на предыдущей ступени своего развития.

Таким образом, выясняется, что анатомо-физиологическое развитие органов чувств завершается в раннем детстве; впослед .. читать далее




3. Структурное развитие восприятия

С представленной картиной развития восприятия хорошо согласуются существующие данные о структуре восприятия.

Чем младше ребенок, тем диффузнее его восприятие, тем больше оно лишено основных свойств гештальта — внутренней расчлененности и внешней выраженности. Хорошей иллюстрацией данного положения служит следующий опыт.

Дайте ребенку в возрасте поры хватания какой-либо особен .. читать далее




Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Известно, что листья некоторых растений, например определенных пород мимозы или акации, на ночь закрываются, вновь раскрываясь утром. Эти движения сменяют друг друга с точной периодичностью — через каждые двенадцать часов. Возникает вопрос: возможно ли изменить данный ритм? Возможно ли «приучить» акацию к иному ритму, например, к такому, что .. читать далее




2. Продолжительность

На последующей ступени развития воздействие прошлого на настоящее уже приобретает психический характер; прошлое существует не только в анатомо-физиологической сфере, но и на уровне переживаний. Следовательно, теперь можно уже говорить о настоящей памяти. Посмотрим, какова самая простая форма проявления памяти.

Еще Фехнер обратил внимание на то, что в сфере некоторых модальностей, например .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100