:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Эйдетический образ 1. Эйдетический о .. | 4. Темпоральная особенность эйдетиче .. | 3. Повторение как фактор узнавания .. | 5. Качество знакомости .. | 7. Узнавание и установка .. |


2. Наблюдение


Однако если ответное действие зависит от природы раздражителя, то есть когда до начала реакции возникает необходимость предварительного учета этого раздражителя, ощущенческое восприятие оказывается недостаточным. В данном случае возникает необходимость переживания содержания восприятия, как объективно данного, то есть восприятие должно предоставлять переживание предмета. Это уже другая форма проявления восприятия — более высокая, последующая ступень его развития. Когда в нашем примере мы после пробуждения узнаем шум, его переживание внезапно меняется — он начинает переживаться, как поступающий извне, как нечто объективно существующее, которое может представлять собой признак определенного предмета.

Данной ступени развития восприятия пущи два признака; первый из них отличает ее от предыдущей ступени, а второй — от последующей. Первый признак заключается в ее предметности, объективности, второй же — в ее пассивности, в частности в том, что она, как и ощущенческое восприятие, полностью зависит от воздействия раздражителя: восприятие возникает лишь вследствие действия раздражителя, а его содержание полностью соответствует этому воздействию. Во всяком случае, импульс восприятия исходит скорее извне, а не изнутри, соответственно намерениям самого субъекта.

Со следующей ступенью развития восприятия имеем дело тогда, когда восприятие становится активным, когда и его возникновение, и содержание обусловлены намерениями субъекта, его волей; одним словом, тогда, когда появляется произвольное восприятие. Это активное произвольное восприятие уже не является простым восприятием — оно именуется наблюдением.

О настоящем наблюдении можно говорить особенно в случаях развитой кате-гориальноcти восприятия. Когда предмет восприятия переживается как объективная данность, имеющая, возможно, множество конкретных проявлений; когда подразумевается существование предмета, содержание которого не исчерпывается ни одним из подобных отдельных случаев восприятия, тогда с целью его максимизации можно предпринять попытки воспринять этот предмет с различных точек зрения. Такое намеренное, методичное, определенным образом спланированное восприятие называется наблюдением.

Само собой разумеется, что проводить наблюдение может лишь существо с достаточно развитой волей — наблюдать может только человек. Именно поэтому важнейшим условием наблюдения считается воля.

Фребес отмечал различные виды наблюдения. Первый случай — тот, когда объект находится в статическом состоянии, что позволяет вести продолжительное наблюдение. О наблюдении над подобным объектом Лихтенберг говорил: я могу взирать на один и тот же объект до тех пор, пока не обнаружу в нем какой-либо новый признак. Следовательно, главное тут представление цели. Оно должно быть прочным и устойчивым, поскольку лишь на его основе наблюдение приобретает целостный характер. Методичность наблюдения зависит от количества точек зрения и категорий. Именно поэтому каждый из нас в знакомой сфере действительности способен осуществить более точные наблюдения, чем в незнакомой; наблюдения специалиста значительно более полноценны и основательны, чем неспециалиста. Однако все это относится, главным образом, к наблюдению находящихся перед нами устойчивых объектов.

Однако иногда бывают случаи, когда нужно наблюдать за совершенно неожиданными явлениями или случаями. Предположим, что мы заранее осведомлены о появлении некоего явления; причем нам известно и то, что оно быстро исчезнет. Главное условием проведения наблюдения в таком случае является предварительная выработка точки зрения и быстрая концентрация внимания в нужном направлении.

Совсем иная ситуация складывается тогда, когда наблюдение касается совершенно неожиданного явления или случая. Например, произошло землетрясение или мы случайно стали свидетелями какой-то катастрофы. В подобных случаях необходимым условием настоящего наблюдения является быстрая выработка возможной точки зрения наблюдения и столь же быстрая замена на другую, более адекватную.

Со своеобразной формой наблюдения имеем дело, например, в условиях путешествия, когда многосторонность и точность восприятия предопределены общей установкой наблюдения.



Похожие по содержанию материалы:
7. Сенсорное содержание ..
Онтогенетическое развитие восприятия 1. Раннее детство ..
Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме ..
Непосредственная память 1. Непосредственная память ..
Эйдетический образ 1. Эйдетический образ ..
4. Темпоральная особенность эйдетического образа ..
3. Повторение как фактор узнавания ..
5. Качество знакомости ..
7. Узнавание и установка ..
2. Представление и восприятие ..
Остеоартроз ..
7. Ассоциация и установка ..
9. Вопрос точности репродукции ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Онтогенетическое развитие восприятия 1. Раннее детство

Простейшая форма восприятия — ощущенческое восприятие зависит от степени зрелости органов чувств. Там, где тот или иной орган чувств достигает степени зрелости, обеспечивающей возникновение и осуществление соответствующего физиологического процесса, мы имеем полное право говорить и об ощущении. Факт наличия целого ряда рефлексов у новорожденного ребенка доказывает, что внешние раздражители имею .. читать далее




2. Последующее развитие восприятия

Тем не менее существует целый ряд исследований, подтверждающих, что сенсорное развитие ребенка продолжается не только в дошкольном возрасте, но и после него. Ребенок школьного возраста лучше видит цвета, лучше различает свет, тона, чем на предыдущей ступени своего развития.

Таким образом, выясняется, что анатомо-физиологическое развитие органов чувств завершается в раннем детстве; впослед .. читать далее




3. Структурное развитие восприятия

С представленной картиной развития восприятия хорошо согласуются существующие данные о структуре восприятия.

Чем младше ребенок, тем диффузнее его восприятие, тем больше оно лишено основных свойств гештальта — внутренней расчлененности и внешней выраженности. Хорошей иллюстрацией данного положения служит следующий опыт.

Дайте ребенку в возрасте поры хватания какой-либо особен .. читать далее




Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Известно, что листья некоторых растений, например определенных пород мимозы или акации, на ночь закрываются, вновь раскрываясь утром. Эти движения сменяют друг друга с точной периодичностью — через каждые двенадцать часов. Возникает вопрос: возможно ли изменить данный ритм? Возможно ли «приучить» акацию к иному ритму, например, к такому, что .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100